Общие сведения о военно-спортивной игре «Зарница»
Одной из важнейших и составных частей воспитательного процесса в современной школе является формирование гражданственности, патриотизма, чувства причастности и сопричастности именно у юного, подрастающего поколения. Одной из таких форм воспитания является военно-спортивная игра, получившая название «Зарница».
«Зарница» - это военно-спортивная игра, впервые проведенная в 1967 году. Она включает в себя комплекс военно-патриотических, военно-спортивных мероприятий, соревнований по армейским специальностям, эстафеты и конкурсы, викторины, туристические и краеведческие походы, игры, знакомство с историей своей страны и уставами Вооруженных сил.
Организация «Зарницы» осуществляется в соответствии с рядом целей и задач:
- Улучшение работы по военному и патриотическому воспитанию детей с раннего возраста.
- Формирование личностных качеств, которые необходимы в случае экстренных ситуаций и в экстремальных условиях, а также для службы в ВС РФ, правоохранительных органах.
- Ориентация на выбор военной специальности, а также таких специальностей, как спасатель, пожарный и соцработник.
- Развитие самостоятельности, инициативности, которые развиваются как личностные характеристики ребенка при вовлечении его в игровые формы деятельности.
Также в игре происходит проверка уровня навыков, умений и знаний по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), проверка знаний и навыков основ военной службы и прикладной физподготовки. В связи с этим повышается значение «Зарницы», так как в мероприятиях в игровой форме детям прививаются крайне необходимые и общественно значимые навыки и черты характера, которые затем могут пригодиться им не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Игра осуществляется под четким руководством, для этого формируется специальный штаб. В его состав входят представители детских и юношеских объединений, родители и учителя. Штаб занимается организационными моментами и методически руководит игрой, разрабатывает рекомендации по реализации игры в соответствии с уровнем технической оснащенности и потребностей общества. Также штаб следит за тем, чтобы соблюдались все правила поведения, нормы, техника безопасности.
В «Зарнице» могут принимать участие детские объединения, в которые входят учащиеся 5-9 классов. Отряд состоит из командира, разведчиков, стрелков, редактора боевого листка, пожарных и санитаров. Игра позволяет погрузиться в происходящие события, полностью почувствовать себя в своей роли, а также обучиться тем навыкам, которые пригодятся не только в игре или профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Поэтому игра «Зарница» имеет важное социальное и патриотическое значение. Что касается программы мероприятия, то она состоит из нескольких частей. Сначала происходит формирование отрядов, затем на торжественной линейке объявляют об открытии военно-спортивной игры, далее команды представляют, после они проходят все этапы соревнований. После этого штаб подводит итоги, награждает победителей.
Значение военно-спортивный игры «Зарница»
«Зарница» - это настоящий военно-спортивный праздник. Детям он дает бурю эмоций и помогает им реализовать собственные индивидуальные навыки в начальной военной подготовке. В «Зарнице» имитируются боевые действия, совершенствуется военно-патриотическая и спортивная работы школьного учреждения, которая является одной из составных частей воспитания в школьном образовательном учреждении.
Для игры школьники делятся на несколько команд и соревнуются друг с другом в различных военных и прикладных видах спорта. Все это спряжено с игровыми элементами. Ребята постарше помогают педагогическому составу в организации и проведении мероприятия, что также несет для них большую пользу. Это связано с тем, что ребята развивают организаторские способности, погружаются в историю мероприятия, правила игры и особенности проведения «Зарницы». Несмотря на то, что игра должна соответствовать достаточно стандартным и классическим правилам, которые были разработаны несколько десятков лет назад, все же допустимы нововведения, в особенности если они продиктованы текущей военной и патриотической ситуацией, или «Зарница» приходится на национальный праздник.
Благодаря игре девочки и мальчики 5-9 классов могут проявить себя, оказаться частью организованного коллектива и ощутить собственную сопричастность к общему успеху. Также они получают полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Это очень важно, так как эти навыки они могут в дальнейшем использовать уже в повседневной жизни. Основная и единая цель игры заключается в том, чтобы способствовать формированию навыков начальной военной подготовки, воспитанию чувства патриотизма, принадлежности к своему государству, а также духовно-нравственных ценностей, включая ценность Родины, свободы и независимости. В игре формируется чувство ответственности, умение работать в команде, так как от успеха одного участника зависит успех всей команды.
Игра позволяет воспитывать сплоченный коллектив, выбрать самостоятельно подходящие формы самовыражения, которые крайне необходимы для воспитания гармоничной и творческой личности. Игра привлекает школьников к активному и здоровому образу жизни, а из молодого поколения формируется здоровая и крепкая нация. «Зарница» позволяет подготовить школьников к преодолению жизненных трудностей, выработать навыки действия в непредвиденной и даже экстремальной ситуации. Поскольку часть мероприятия посвящена оказанию первой помощи, то это может помочь ребенку и в быту оказать помощь как самому себе, так и пострадавшему человеку, который находится рядом.