Современные тенденции развития системы физического воспитания
Система физического воспитания представлена типом социальной практики физического воспитания, который сложился исторически. Система включает в себя несколько компонентов, к числу которых относят мировоззрение, теоретические и методические основы, а также нормативны и программы, в которые определены цели и задачи физического воспитания.
Мировоззренческие основы физического воспитания – это совокупность идеалов и взглядов, которые определяют, в каком направлении будет реализовываться деятельность человека. Физкультура способствует не только физическому, но и морально-нравственному развитию человека, его воспитанию и привитию ему определенных социальных норм и ценностей. Теоретико-методологические основы определяют основные понятия физкультуры, а также положения естественных, педагогических и общественных наук. Программно-нормативные основы физкультуры – это совокупность специально разработанных программ по физкультуре и спорту, которые закреплены на общегосударственном уровне.
В современном мире существует внушительное количество работ, в которых специалисты дают оценку состоянию физкультуры и спортивной сферы. Анализ позволяет выявить некоторые закономерности и тенденции в развитии системы физического воспитания. Например, одна из тенденций состоит в значительном росте спортивных достижений современного общества, а связано это с некоторыми факторами:
- Внедрение эффективных и современных методов обучения и тренировок, разработка уникальных методик с учетом особенностей спортсменов;
- Изменение условий, в которых спортсмены тренируются и принимают участие в соревнованиях. Инвентарь стал лучше и качественнее, эргономичнее;
- Увеличение учебной работы – физкультуре уделяется особое внимание на разных этапах обучения, поэтому неудивительно, что ежегодно количество спортсменов и любителей растет – учащиеся видят в спорте возможность реализоваться и развиваться;
- Использование современных новых методов для повышения собственной работоспособности, проработка физиологических и психоэмоциональных возможностей, благодаря чему спортсмены становятся более адаптированными к постоянно меняющимся условиям, и выносливыми в любых ситуациях. Эти качества из профессиональной сферы они могут перенести в свою повседневную жизнь.
Еще одно обстоятельство, которое привело к изменениям в системе физкультуры в современном мире – это экономическое стимулирование конкуренции. В 90-е годы россияне были свидетелями того, что призовой фонд очень многих соревнований увеличился во много раз. В основном это произошло за счет привлечения негосударственных фондов и рекламы. Призовые стали очень весомым аргументом, который простимулировал не только спортсменов, но и тренеров. Поэтому система физического воспитания изменилась, появилась большая нацеленность на спорт высших достижений.
Вместе с тем спортивный инвентарь стал прогрессивнее и дороже. Это связано с тем, что требования к условиям проведения тренировок и соревнований стали выше. Необходимо создать максимально комфортные и профессиональные условия, чтобы человеку было комфортно тренироваться, развивать свои способности и увеличивать физические нагрузки по запросу. Спорт не стоит на месте, появляются новые его виды, что также требует дорогостоящих материалов и инфраструктуры. Программы проводимых соревнований становятся серьезнее и представительнее, новые виды спорта включаются в мировые и олимпийские программы, соответственно тренировки должны быть еще интенсивнее, чтобы спортсмены показывали лучшие результаты.
Характеристики системы физического воспитания в России
Физическое воспитание в России реализуется по нескольким направлениям, но формально его можно разделить на любительский спорт и спорт высших достижений. В обоих случаях тренировки интенсивны, но при этом нацеленность на конечный результат всегда разная. Спортсмены, для которых достижения – это смысл жизни, могут испытать на себе весь спектр физического воспитания и становления личности спортсмена.
Многие виды спорта помолодели, а связано это с феноменальными способностями юных спортсменов. Играет роль не только прирожденный талант, но и умение тренера разглядеть этот талант, направить его в верное русло и развить. Художественная гимнастика, фигурное катание – это те виды спорта, которые стали, пожалуй, самыми омолодившимися. Физическое воспитание спортсменов начинается с самого раннего возраста. Отношение к ребенку как ко взрослому, воспитание внутреннего стержня и отношения к возможным поражениям – все это играет значимую роль в системе физического воспитания. Также физическое воспитание нацелено на то, чтобы выявить скрытые таланты будущего чемпиона. Например, некоторые виды спорта требуют не только физической подготовки, но и смекалки, умения вырабатывать стратегию игры. Поэтому спортсмены изучают очень много теоретических материалов, учатся думать, размышлять, выстраивать логические причинно-следственные связи. Та же гимнастика или фигурное катание – это не только про технику, но и про артистизм. Поэтому курсы актерского мастерства могут быть включены в систему воспитания спортсмена.
Уровень спортивных достижений в современном спорте требует от юного спортсмена все более специализированной адаптации и оставляет мало места для общего закаливания и всестороннего укрепления его физического здоровья. Поэтому физическое воспитание – это одновременно и нагрузки, и интеллект, артистизм, выносливость, импровизация. Все это воспитывается с самого раннего возраста, а затем переносится спортсменом полностью на его карьеру. Также воспитание – это про авторитет тренера. Ему следует доверять, к нему следует прислушиваться слышать о том, что он говорит. Отношения с тренером в 90% случаев являются решающими в успехе спортсмена.