Физкультура в детском саду
Физическая культура в дошкольных учреждениях – это одна из важных составляющих общего развития каждого воспитанника ДОУ. В целом, физкультура как комплекс упражнений и нагрузок позволяет развить физические навыки и качества ребенка, а также помогает сформировать гармоничную и полноценную личность.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым, активным, жизнерадостным и коммуникабельным. И для этого крайне важно с раннего возраста уделять внимание не только совершенствованию личностных качеств ребенка, но и развитию его:
- мышц и скелета;
- ловкости;
- силы;
- выносливости и иных качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни.
Среди основных средств правильного физического воспитания детей выделяют правильное питание, выработку привычек к личной гигиене, регулярные прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, сна и бодрствования, создание условий для творческого развития ребенка. Также правильное физическое воспитание ребенка формируется на основании физкультуры и спорта. Чем раньше ребенку привьют физические качества и правило, что физкультура крайне важна для него, тем сильнее эти правила закрепятся и станут частью его образа жизни. Здоровым ребенок не станет, если он будет неподвижным, будет вести пассивный образ жизни.
Физкультура и спорт включены в программу дошкольного развития ребенка. То есть педагогами ДОУ проводятся различные виды и формы физкультурно-оздоровительной работы, включая:
- Физкультминутки, призванные «разбавлять» повседневную деятельность ребенка;
- Разные виды гимнастики (утренняя, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая). Преимущество гимнастики состоит в том, что она может состоять из разных видов активностей. Многое зависит от уровня подготовки ребенка и его вовлеченности в процессы. Поэтому гимнастика подходит практически каждому, и она может быть не утомительной, а, наоборот, увлекательной и отвлекающей;
- Различные виды закаливания, однако педагогам следует ориентироваться на индивидуальные особенности организма ребенка, так как у закаливания есть свои противопоказания;
- Физкультурные праздники и прочие мероприятия, на которых дети могут участвовать в соревнованиях и демонстрировать свои физические качества и способности.
Для каждой дошкольной группы составляется свой индивидуальный режим двигательной активности. В него помимо организованных видов занятий по физкультуре включаются самостоятельные двигательные игры. В играх учитываются возрастные и индивидуальные особенности, а самостоятельность совсем не означает, что дети играют сами по себе. Они постоянно находятся под присмотром педагогов, чтобы не получить травмы, не навредить друг другу. В целом роль педагога контролирующая и дисциплинарная, поэтому важно найти с детьми общий язык, стать им другом и одновременно с этим оставаться авторитетом.
Программа физического воспитания в ДОУ
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, структурная единица образовательного пространства, которая включает в себя все предписанные особенности педагогического процесса, его цели, задачи и результаты, которые должны быть достигнуты.
Программа физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях направлена на создание условий для развития ребенка. Эти условия должны открывать все возможности для его позитивной социализации, для личностного становления и развития, развития таких качеств, как самостоятельность и инициативность. Также в программе предписаны условия для развития творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми 9в данном случае – с воспитателями). Также программа физкультуры в ДОУ ориентирована на создание развивающей, образовательной среды, которая представляет собой систему социализации ребенка, его адаптации к постоянно меняющимся условиям, индивидуализации, а также для того, чтобы ребенок мог благополучно перейти на новый этап своей жизни и обучения, уже имея определенные представления о себе, своем месте в мире, а также о взаимоотношениях с окружающими.
Цель программы состоит в решении наиболее обширной и общей задачи по охране жизни и здоровья, по укреплению здоровья как физического, так и психического. Задачи делятся на несколько направлений: образовательные и оздоровительные. Образовательные задачи направлены на формирование у детей интереса, ценностного отношения к самим себе, своему телу, а также к занятиям физкультурой и спортом. Также физкультура призвана накапливать и обогащать двигательный опыт ребенка, формировать у него потребность в двигательной активности, в том, чтобы совершенствовать свое тело.
В свою очередь оздоровительные задачи направлены на сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья и состояния детей. Оздоровительные задачи способствуют воспитанию культурных и гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом и активном образе жизни, чтобы в будущем ребенок мог закаляться, укреплять свой организм и иммунитет, реже болеть. Если заложить основы физкультуры и спорта в начале жизненного пути, то в дальнейшем появляется больше возможностей для развития ребенка, продления активной и здоровой жизни. Физкультура и спорт являются замечательными профилактическими мерами для лечения и профилактики хронических и иных заболеваний, а также для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Поэтому программа физкультуры и занятий в ДОУ должна учитывать, что заложенные основы станут стартом для дальнейшего привлечения к спорту.