Понятия теории и методики физкультуры
В теории и методике физической культуры и спорта используется ряд понятий:
- физкультура;
- физическое воспитание;
- физическое развитие;
- физическая подготовленность;
- физическое состояние;
- физические качества и т. д.
Эти понятия лежат в основе становления и развития теории и методики физической культуры и спорта, и необходима их разработка и обновление в соответствии с текущими и прогнозируемыми событиями, чтобы адаптировать методику и сделать сферу физкультуры и спорта более привлекательной и современной. Перечисленные понятия – это особые категории, в которых закреплено представление о достижениях в разных отраслях науки и практики, понимание этих категорий, свободное овладение ими и реализации уже в практической деятельности. Если достичь понимания в этих понятиях, а также развивать их, то можно достичь успеха в работе специалиста в области физкультуры и спорта. Без теоретических знаний и представлений, без освоения методики и методологии непросто перейти к практике. И тренеры, и профессиональные спортсмены начинают свой путь с того, что осваивают теорию, потому что благодаря ей можно достичь понимания, осмысления происходящего, а физическая активность также нуждается в осмыслении.
Физкультура – это часть общей культуры человека, которая представлена совокупностью материальных и духовных ценностей, способов производства и воспроизводства этих ценностей. Основная цель физической культуры состоит в оздоровлении человека и развитии его физических способностей.
Как показывает практика, один человек является частью глобального сообщества. Если продвигать идею здорового образа жизни и занятий спортом, то это может стать модным течением. Все больше людей захочет приобщиться к физкультуре и спорту, а также все больше людей захотят стать частью спортивного направления, сделать спорт стилем жизни. Благодаря этому формируется здоровая спортивная нация, которая отличается адаптацией, приспособляемостью и способностью преодолевать серьезные испытания в виде пандемий.
Частью теории физкультуры является понятие физического воспитания. Это один из видов воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение физическим движениям и упражнениям, овладение физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности в занятиях физкультурой и спорта. Физическое воспитание способствует развитию таких качеств, как сила, ловкость, скорость реакций и выносливость. Данные качества значимы не только в профессиональном мире спорта, но также и в повседневной жизни. Они помогают человеку справляться с жизненными сложностями и задачами, а также преодолевать сложности в быту. Для того, чтобы обучиться различным движениям, необходимо получить физическое образование. Это системное и целенаправленное освоение человеком рациональных способов управления собственными движениями. Таким образом он приобретает необходимые двигательные умения и навыки, а также знания, которые связаны с ними. Умения и навыки, способность двигаться и управлять собственным телом очень важны и в повседневной жизни.
Физические качества человека могут быть как врожденными, так и приобретенными. Но в основном они врожденные, то есть уже заложены на внутреннем генетическом уровне. Человек, взрослея, может постепенно развивать их, усложнять свои движения, делать их более профессиональными. Физические качества развиваются в процессе физических нагрузок и упражнений. Чем профессиональнее становится человек, чем чаще он выступает на профессиональных спортивных турнирах и получает соответствующую подготовку, тем лучше выражены его физические качества.
Методики физкультуры
Методика физкультуры и спорта строится на общеметодических принципах. Это ряд отправных, основных положений, которые определяют общую методику физической культуры и физического воспитания.
Общеметодические принципы сводятся некоторым узконаправленным принципам. Первый – это принцип сознательности и активности, назначение которого состоит в том, чтобы формировать у спортсмена осмысленное отношение к спорту, к собственному телу, а также формировать более устойчивый интерес и мотивацию к занятиями спортом. Сознательность – это способность человека разбираться в закономерностях, понимать себя, свое место в спорте и оценивать свои ресурсы и резервы. В физическом воспитании очень важен осознанный подход, а человек должен понимать, что прежде всего он занимается для себя и собственного здоровья, и только затем – для кого-то еще (тренера, родителей).
Еще один принцип в методике – это активность. Она может быть величиной или мерой, которая проявляется в деятельности индивида. Активность отражает, насколько индивид включен в работу, сосредоточен в ней и готов развиваться. Активность как фактор во многом зависит от сознания, а сознание направляет деятельность и регулирует ее зависимости от освоенных знаний, навыков и способностей. Также активность может зависеть от мотивации индивида, от его интересов и целей. Из этого принципа вытекает несколько требований, соблюдая которые индивид может добиться наибольших результатов своей деятельности, при этом сохранив достаточный уровень мотивации:
- постановка конкретных задач и осознание этих задач тем, кто занимается. Задачи должны быть соотнесены с текущими физическими способностями индивида;
- сознательное изучение и последующее освоение двигательных действий;
- осознание ряда способов и возможностей освоенных движений и знаний на практике, в повседневной жизни. Эта задача является одной из приоритетных, так как очень многие навыки и качества, которые индивид осваивает в спортивной сфере, он может далее использовать и в жизни;
- воспитание чувства инициативности, самостоятельности и творческого отношения.
Физкультура и спорт – это сфера не абстрактная, а напрямую воздействующая на человека и его состояние. Поэтому в занятиях необходимо проявлять осознанность, умение анализировать. Полученные знания и навыки могут быть применены и в повседневной жизни, в профессиональной сфере (целеустремленность, отсутствие боязни что-то сделать, решительность и мотивация, стремление доводить задачу до конца, умение работать в коллективе и взаимодействовать с окружающими).