Влияние вида спорта на физические и психические качества спортсмена
Как показывает практика, продолжительные и регулярные занятия спортом, ежедневные физические нагрузки очень сильно влияют на физические параметры человека, его развитие и состояние. Также они могут влиять на его подготовленность, на ориентации и целеполагание, если речь идет о человеке, который ориентируется на большой спорт.
Однако акцентированное развитие физических качеств иногда вызывает определенные сложности. В некоторых случаях акцентированное развитие качеств становится проблемой, но если тренер и сам спортсмен ставят четкую цель, то эта проблема очень быстро решается еще на начальном этапе подготовки. Если спортсмен развивает определенное физическое качество, то параллельно он развивает и другие качества – силу воли, ловкость, мыслительные процессы также развиваются, ведь во многих видах спорта нужна логика и умение просчитать ходы соперника наперед.
По мере того, как повышается тренированность, растет и спортивная квалификация спортсмена, он может добиваться серьезных высот, выигрывать не только локальные, но и государственные, мировые турниры и соревнования. Но это приводит к тому, что эффект параллельного развития физических качеств спортсмена снижается. Чем выше класс он обретает, тем физические способности спортсмена проявляются все контрастнее и контрастнее. Ярче всего проявляются те способности, которые как раз и необходимы в определенном виде спорта. А те способности, которыми спортсмен пользуется крайне редко, затухают. И даже несмотря на то, что он может быть ориентирован на поддержание разных сторон своей физической формы, это не защищает его от риска утратить определенные качества.
Эти процессы касаются не только физического развития спортсмена, но и его психического состояния. Например, если вид спорта требует смелости, воли, чувства коллективизма и необходимости работать в команде, то это все отпечатывается на психике спортсмена, и точно так же он будет вести себя и в обычной жизни. Возвращаясь к физическим способностям, стоит отметить, что комплексы физических упражнений направлены на развитие определенного психического или физического качества:
- Футбол – скорость, умение работать в команде, договариваться со своими коллегами по клубу;
- Баскетбол – развитые руки, смелость, настойчивость.
Спорт – это не отдельная часть жизни человека. Для многих это целая жизнь, и спорт может идти параллельно с жизненными событиями, которые влияют на спортсменов. Поэтому, когда у спортсменов происходят определенные жизненные трагедии, то у них будто открывается второе дыхание: все те эмоции, которые они не выражают в жизни, они могут выразить на спортивном соревновании, на поле или площадке.
Модельные характеристики спортсмена
В современной науке выделена отдельная проблема человека в спорте, в том числе в большом спорте. В рамках этого исследовательского направления изучают в основном стороны становления спортсмена на разных этапах – начиная с новичка и заканчивая мастером спорта международного класса. В каждом спортивном направлении и виде разработаны свои основа спортивной ориентации и спортивного отбора. То есть берут далеко не каждого ребенка или человека – тренер сначала просматривает всех кандидатов, выявляет наиболее подходящих, с которыми в дальнейшем он будет работать.
В основах спортивной ориентации прописывают этапы многолетней подготовки к результатам, причем всегда прописываются все возможные максимальные результаты, которые могут адаптироваться, если меняются международные спортивные требования, или тренер принимает решение изменить задачу. Спортивная подготовка – это не только набор упражнений для физического развития. Это еще и серьезная интеллектуальная подготовка кандидатов. Спортсмены постоянно решают тесты и задачи, им постоянно предлагают (а некоторых заставляют) моделировать различные ситуации, которые могут происходить прямо во время соревнования.
Конечно, международными спортивными организациями формируется список требований, так называемых модельных характеристик, которые предъявляются к физическому развитию спортсмена, к тому, как будут работать отдельные части его тела или организма в экстремальных условиях большого спорта. Это необходимо для того, чтобы сразу подготовить спортсмена или понять, что кандидат на серьезном этапе не выдержит подобной нагрузки, а это скажется на его психике или физическом состоянии. Все параметры расписаны в соответствии с возрастом спортсмена. Для этого используются информативные тесты, которые направлены на контроль по нескольким направлениям:
- Педагогический;
- Психологический;
- Медицинский;
- Медико-биологический.
В большом спорте специалистами и тренерами используются несколько моделей. Первая – это модели, которые отражают структуру соревнований. Вторая – модели, которые отражают разные стороны физической и психологической подготовки спортсменов. Есть также группа морфофункциональных моделей – это модели, которые отражают морфологические особенности организма, а также способности и возможности отдельных систем организма. Они обеспечивают достижение того уровня спортивного мастерства, который задает тренер и на который ориентируется сам спортсмен, когда уже начинает достигать определенных результатов своей спортивной карьеры.
Специалисты выделяют еще одну важную группу моделей, которая включает в себя модели, отражающие динамику спортивного пути человека, продолжительность его спортивного пути и карьеры. Вторая модель – более крупные структурные образования, отражающие особенности тренировочного процесса. Как известно, каждый спортсмен уникален, и тренеры уже давно не используют стандартизированные модели для формирования спортивной личности. Они могут адаптировать эти модели, но основа остается одной и той же. Также есть модели тренировочных этапов и модели отдельных упражнений, которые применяются для поддержания физической формы спортсмена, особенно после травм, перенесенных операционных вмешательств. К спортсменам высокого класса предъявляют самые высокие требования, так как эти спортсмены буквально воспитываются и закаляются на серьезный результат, на мировые рекорды, и соответственно они должны обладать параллельно развитыми физическими, психическими и интеллектуальными качествами.