Учебно-тренировочные занятия
Учебно-тренировочные занятия – это основная форма обучения физическим упражнениям и включения людей разного возраста в физическую активность.
Современные учебно-тренировочные занятия по физкультуре и спорту базируются на широком использовании теоретических знаний о человеке, его организме и возможных физических нагрузках и методических умений применять знания и средства физкультуры, спорта и профессионально-прикладной физической подготовки в повседневные тренировки спортсменов разного уровня. Направленность учебно-тренировочных занятий разная, в основном она связана с тем, чтобы обеспечить оптимальный уровень двигательной активности индивида, достигнуть и поддержать оптимальный уровень физической и функциональной подготовки в период обучения и непосредственно соревнований.
Также учебно-тренировочные занятия способствуют:
- приобретению личного опыта совершенствования своего физического развития;
- приобретению личного опыта коррекции индивидуального физического развития;
- коррекции функциональных и двигательных возможностей человека в зависимости от его пола, возраста и уровня подготовки;
- освоению жизненно и профессионально значимых навыков;
- развитию психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости и пр.).
Как показывает практика и исследования, занятия физкультурой и спортом, регулярные физические упражнения и нагрузки являются основой формирования полноценной личности, здорового человека, который обладает рядом качеств, которые пригодятся ему не только в спорте, но и в повседневной жизни. Поэтому организации и проведению занятий, а также учебно-тренировочным нагрузкам уделяют очень много внимания. Они являются обязательными для человека, начиная с детского возраста. Становясь взрослее, человек способен выдерживать более серьезные нагрузки, поэтому они постепенно усиливаются. Если индивид планирует заниматься профессионально, то он делает это в индивидуальном порядке с тренером, который оценивает уровень физической подготовки и согласовывает систему тренировок, комплекс упражнений для того, чтобы организм, тело и дух спортсмена развивались и прогрессировали.
Методика проведения занятий
В процессе проведения занятий по физкультуре и спорту наиболее полно решается ряд задач, включая оздоровительные, образовательные. Также формируются умения и навыки основных движений, которые совершенствуются по мере взросления и развития. Однако невозможно осуществлять обучение качественно и проводить занятие без специальной методики. Для этого формируются определенные условия для проведения занятия. Во-первых, специалисты должны позаботиться о программном обеспечении, включая планирование, расписание занятий, поурочные и годовые нагрузки, если речь идет о проведении занятий в образовательном учреждении.
Во-вторых, кадровое обеспечение. Важно наличие профессионального тренера по спорту, который имеет опыт работы с разными спортсменами, а также тренер, который может самостоятельно оценивать состояние спортсмена, регулировать его тренировки и нагрузки. В-третьих, огромную роль играет материально-техническое оснащение. Должен быть специальный спортивный зал, спортивный стадион, инвентарь (снаряды, тренажеры, байдарки, весла, лыжи и прочее в зависимости от вида спорта). В-четвертых, санитарно-гигиеническое обеспечение. Спортивная форма спортсмена должна соответствовать требованиям безопасности и быть комфортной, спортивные сооружения и снаряды должны быть безопасными. Тренер контролирует чистоту занятий на свежем воздухе, в спортивном зале или в бассейне.
Методика тренировочного занятия включает в себя разминку для того, чтобы организм подготовился к более серьезным нагрузкам. Также в содержание входит не только выполнение физических упражнений, но и многообразная деятельность тренера и спортсмена, которая проявляется в овладении новыми навыками и знаниями, умениями. Это непосредственно выполнение упражнений и обсуждение техники, анализ собственных действий и осмысливание упражнений, которые выполняет спортсмен. Вопреки расхожему мнению о том, что спортсмены не проходят никакой интеллектуальной подготовки, этот миф не соответствует реальности. На самом деле абсолютно каждый спортсмен изучает теоретический материал, смотрит видеоматериалы для того, чтобы не просто автоматически выполнять упражнения и отрабатывать технику, но также и понимать, как это упражнение выполняется, почему оно должно выполняться именно так, а не иначе. Теория позволяет не допускать ошибок и мыслить, а мышление помогает оптимизировать свои силы и растянуть их на более продолжительный период.
Все перечисленные стороны, которые отражают содержание тренировочного процесса, тесно связаны друг с другом, они дополняют друг друга. От того, насколько корректно подобраны методы и средства во многом зависят результаты занятий. От правильно подобранной методики и комплекса упражнений зависят показатели и результаты спортсменов по отдельности и их всех вместе, как команды. Как правило, тренировочное занятие состоит из нескольких частей. Первая часть – подготовительная. Это разминка, далее идет основная часть занятия и заключительная часть. Такое подразделение определяет логическую последовательность выполнения физических и других действий спортсмена. Каждая часть тренировочного занятия решает свои определенные задачи. К тому же, постепенное наращивание физической активности и нагрузки позволяет избежать переутомления спортсмена, а заключительная часть занятия помогает плавно выйти из ключевой точки нагрузки. Как итог – вся тренировка поэтапна, она не вредит спортсмену, а тренеру проще контролировать его состояние, пики активности и нагрузки и то, как спортсмен переносит их.