Цели и задачи физкультурных занятий в детском саду
Дети дошкольного возраста обладают очень высоким уровнем двигательной активности. Без движения невозможно всестороннее и гармоничное развитие ребенка, поэтому занятиям физкультурой в ДОУ отводится особое внимание. Физкультурная практика с малышами – отдельное направление, которым занимаются опытные специалисты. Эта работа требует от педагога не только общих знаний по организации и проведению занятий, но и знаний о возрастных особенностях дошкольников. Приобщение к физкультуре в раннем возрасте влияет на состояние ребенка в будущем, а также может оказать влияние на его образ жизни уже в качестве подростка и взрослого человека.
ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) определены ключевые цели проведения занятий в учреждениях дошкольного образования, то есть в детских садах. К этим целям относятся:
- Развитие физических качеств ребенка, в том числе скорости, выносливости и силы, координации движений;
- Совершенствование вышеперечисленных физических качеств;
- Предотвращение возможных нарушений развития опорно-двигательного аппарата благодаря регулярным тренировкам и постепенному усложнению некоторых упражнений;
- Формирование базовых культурных и гигиенических навыков – в процессе занятий ребенок не только физически развивается, но и приобретает некоторые навыки и полезные привычки. Например, мытье рук перед едой, после прогулки; умывание, чистка зубов 2 раза в день; умение одеваться по погоде, чтобы не заболеть от переохлаждения.
Занятия в детском саду помогают приобщить ребенка к здоровому образу жизни с раннего возраста - в младшей группе малыши в теплые дни прогуливаются в песочнице босиком, в средней - умываются прохладной водой, в старшей - делают зарядку на свежем воздухе в любое время года. Таким образом ребенок постепенно приучается к занятиям физкультурой не по принуждению, а с удовольствием, и спорт становится частью его образа жизни. Пока ребенок маленький, его психика только начинает формироваться, а значит в нее можно заложить некоторые понятия и привычки, в том числе привычки, связанные с гигиеной и занятиями спортом. Даже приучение ребенка к ежедневной гимнастике и утренней зарядке может привести к тому, что в уже более зрелом возрасте человек будет заниматься активным спортом и даже добьется в нем определенных успехов.
Цели, перечисленные выше, конкретизируются рядом задач. Они имеют более частный характер, в каждой возрастной группе детского сада решаются свои задачи. Например, в младшей группе дети должны научиться прыгать на месте, освоить манипуляции с мячом и другими подручными спортивными материалами и спортивным инвентарем. В средней группе занятия постепенно становятся сложнее. Ребенок учится лазить по гимнастической стенке, удерживать равновесие, совершенствует культуру движений, чтобы они становились более пластичными и выразительными. В средних группах детей можно объединять для командной игры, однако она не должна быть слишком сложной, так как ребенок запоминает еще не все правила. В старших группах осваиваются основные принципы культуры спортивного поведения, совершенствуется пластика движений. Также у педагога есть возможность стимулировать у своих воспитанников интерес к спорту, благодаря чему некоторые дети начинают посещать профессиональные спортивные секции. В подготовительных группах тренируется умение держать равновесие, формируется навык прогнозирования двигательной активности, поощряется стремление организовывать групповые игры со сверстниками.
Организация занятий физкультурой в ДОУ
Уроки физкультуры в детском саду проводятся три раза в неделю, что соответствует правилам, предписанным в ФГОС. Два раза занятия проводятся в спортивном зале, один раз – на улице, но только если позволяют погодные условия. В образовательном порядке с детьми работают инструкторы или воспитатели, которые осведомлены о методике организации занятий и выполнении упражнений. В любой детской группе важны условия безопасности, так как травмирующий опыт занятий может повлиять на будущее ребенка и на его представления и спорте, физкультуре и здоровом образе жизни. Поэтому к занятиям следует подходить деликатно, учитывая возрастные особенности и особенности развития ребенка.
Что касается непосредственно организации уроков, то у воспитателя есть выбор из нескольких видов занятий. Они отличаются друг от друга по содержанию, а также некоторыми особенностями организации:
- Традиционные занятия – такая разновидность занятий строится на упражнениях общего развивающего характера, занятиях с мячом, так же большое внимание уделяется дыхательным упражнениям;
- Танцевальные занятия – они призваны не только отрабатывать хореографические элементы, но и помогают ребенку научиться контролировать свои движения, координировать их, делать более пластичными, мягкими и эстетичными;
- Самостоятельные занятия – обычно такие занятия проводятся для старших групп и на свежем воздухе. Однако для дошкольников это не означает полную самостоятельность, так как за ними все равно следит воспитатель, и воспитатель также может предлагать детям разные виды активностей, которые будут безопасными и подойдут именно их возрасту.
Помимо того занятия подразделяются на сюжетные, игровые и спортивные. Важно подчеркнуть, что в дошкольном возрасте ребенок лучше всего воспринимает все в игровой форме, соответственно игровые методы могут стать самыми эффективными. Дети играют в спортивные игры, в эти игры можно добавить сюжет, который будет развиваться так, как решат сами дети. Соответственно, в игре ребенок развивается не только физически, но и морально, развивается его фантазия, навыки коммуникации с другими детьми, способности играть в команде.