Физическое воспитание в Древнем Риме
В Древнем Риме физическое воспитание имело скорее практические цели, нежели как сейчас – эстетические и пр. Все дело в том, что физическое воспитание носило военный и прикладной характер, и больше напоминало жесткое спартанское воспитание.
Примерно до 12 лет все дети воспитывались в своих семьях. Отцы занимались тем, что обучали сыновей домашнему хозяйству и владению оружием. Сыновьям прививали преданность семье и своей Родине, скромность и послушание, которое иногда граничило с покорностью. Из средств физического воспитания в Древнем Риме применяли:
- Метание копья;
- Бег;
- Фехтование;
- Борьбу.
Когда римские юноши получали воспитание в семье и достигали возраста 16-17 лет, то они вступали в армию. Система физического воспитания и подготовки в армии отличалась совершенством и своими идеалами. Молодые воины вставали очень рано утром, упражнялись в применении всех видов оружия. Этим же они занимались и после полудня. Необходимо было овладеть именно всеми видами оружия, потому что в те времена ситуация не отличалась спокойствием, а значит необходимо было готовиться абсолютно ко всему, чтобы защитить свои земли.
Более обученные воины упражнялись лишь один раз в день, однако их подготовка также была тщательной. Недостаточно было достичь одного результата в своей физической подготовке – нужно было в совершенстве овладеть всеми видами оружия и постоянно улучшать свои показатели. «Нет предела совершенству» - именно этот слоган можно применить к тому, что происходило в сфере физической подготовки и воспитания в Древнем Риме. Взрослые воины также занимались и другими видами подготовки. Их программа включала в себя бой на мечах, упражнения с применением чучел, которые имитировали врагов, боевые упражнения с палками и обучение прыжкам для того, чтобы нанести более точный удар со всей силы и в самое уязвимое место соперников.
А еще воины очень часто занимались вырубкой лесов, они носили на себе самые разные тяжести, преодолевали огромные расстояния с препятствиями, совершали марши в полном снаряжении. В те времена физическое воспитание действительно происходило именно для того, чтобы каждый мужчина был готов в любой момент вступить в бой и выиграть его с большим преимуществом. Конечно, все это способствовало и развитию эстетической части – тела становились мускулистыми, рельефными, и это не оставалось незамеченным. В целом, внимание таким физическим воинским упражнениям было столь велико, что трибуны – воинские начальники, - сами в совершенстве владели воинским искусством. Они также владели всеми видами оружия, чтоб своим примером показывать, как важно быть подготовленным и уметь обращаться любым орудием и оружием.
А вот воспитанием женщин практически не занимались. Девушки учились в частных школах, где в основном обучались играм с мячом и артистическому виду маршировки. Выпускниц приглашали поучаствовать в триумфальных шествиях. Женщины, независимо от национальности или сословия, имели право принимать участие в состязательных играх и зрелищах.
Особенности физического воспитания в Древнем Риме
После того, как римляне завоевали обширные земли, обязательные учебные походы легионеров значительно сократились. Армия стала профессиональнее, римляне освободились от военных обязанностей и, соответственно, от военной подготовки. Это привело к тому, что среди молодежи появилось много увлеченных цирковыми зрелищами, и это стало для них целью и средством для достижения популярности и богатства. Цирковая сфера также требовала определенной физической подготовки, но в данном случае упор делался на развития не столько физической силы, сколько выносливости и формирование красивого тела, которое могло бы привлечь внимание огромного числа зрителей и зрительниц.
В качестве зрелищ римляне устраивали так называется погребальные игры – когда рабы во время похорон дрались насмерть. Шансы остаться в живых были у самого выносливого, ловкого и сильного. Затем устраивались и более масштабные сражения гладиаторов, и сражения эти были включены в программу цирковых зрелищ. К боям готовились заранее, стараясь также развивать свою ловкость, невероятную физическую подготовленность. Гладиаторами становились военные пленники, которые обретали статус рабов. Их учили гладиаторскому искусству в специальных школах. Стоит отметить, что и на территории современной Италии существует несколько таких учебных заведений. Конечно, условия и статусы в этих школах уже совсем другие, зато можно полностью окунуться в историю и понять, насколько тщательной и одновременной изнуряющей была эта подготовка, и как сильно она влияла на человека, который был тем самым гладиатором.
Стоит отметить, что физическое воспитание и физическая культура в Древнем Риме приобрели определенный статус. Так, физкультура приобрела классовый характер. Ею в основном могли заниматься или рабовладельцы или простые, но свободные граждане. Во-вторых, развитие физической культуры достигло практически идеала. Система воспитания и военно-физическая подготовка юношей в Древнем Риме носили преимущественно военно-прикладной характер. Изначально физическое воспитание касалось абсолютно всех, но затем армия стала более профессиональной, и большинство римлян были освобождены от обязанностей нести военную подготовку. Соответственно, их освободили и от физических нагрузок.
В-третьих, наивысшего уровня развития физическая культура и физическое воспитание достигли в Древнем Риме тогда, когда они стали самоцелью. Упражнения носили подготовительный характер, и затем они требовались для организации более производительного и эффективного труда. Стало понятно, что физическая подготовка крайне важна для того, чтобы быть выносливым, стрессоустойчивым и в целом улучшить свое общее состояние здоровья.