Физические нагрузки и умственная деятельность
Здоровье – это одна из важных ценностей человека, хорошее здоровье является основой для выполнения им как социальных, так и биологических функций. Здоровье не берется из ниоткуда, за ним нужно следить, постоянно поддерживать функции организма, чтобы человек мог справляться с различными видами деятельности и активности.
Один из механизмов адаптации к умственным нагрузкам, в том числе в период экзаменов, и активной умственной деятельности является двигательная активность. Она выступает одновременно оптимизирующей и дезадаптивной составляющей. Дезадаптивность проявляется в том случае, если в период умственной деятельности человек усиливает свою физическую активность, что может привести к переутомлению, появлению проблем с памятью и способностью элементарно ориентироваться в большом количестве материалов. Но при рациональном включении двигательной активности и ее элементов в свою повседневную практику человек добивается куда больших результатов.
Двигательная активность – это комплекс упражнений и действий, которые индивид регулярно выполняет для поддержания своей физической формы. Очень важно понимать, что двигательная активность определяется текущими потребностями организма и тем, какой уровень подготовки имеет индивид. Также могут играть роль и некоторые личные характеристики – пол и возраст, например. Двигательная активность может быть интенсивной, а может быть привычной для каждого. Например, ходьба на длинные расстояния, утренние пробежки или гимнастика – все это является частью двигательной активности индивида. Студенты уже имеют в силу своего возраста и положения представления о том, какая активность является для них оптимальной, и также они могут увеличивать нагрузки, если в этом есть необходимость. Физические нагрузки и двигательная активность очень важны для организма, так как они:
- совершенствуют тело человека;
- насыщают организм кислородом;
- улучшают работу сердца, мозга;
- развивают скорость, силу и выносливость;
- приобщают к здоровому образу жизни.
Важнейшая характеристика личности студента и любого индивида – это интеллект, способность к рациональному познанию и мышлению. Интеллект человека характеризует его умственные способности, помогает формировать и развивать эти способности, которые по итогу формируются на протяжении всей жизни. Но именно в школьные и студенческие годы мозг очень гибкий и способен воспринимать наибольший объем информации. Как результат – способность мыслить, критическое мышление, восприятие реальности, фильтрация информации. Интеллект развивается и в ходе двигательной активности, так как все системы организма работают в усиленном режиме.
Оптимальный двигательный режим при умственных нагрузках
Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо выполнять физические упражнения оптимальной длительности и интенсивности это приведет к повышению их умственной работоспособности.
Любая двигательная активность, выполняемая человеком, приводит к повышению обменных процессов в организме. Однако оптимальные нагрузки, уровень двигательной активности для каждого человека свой. Нельзя забывать про индивидуальные особенности организма, пол, возраст, наличие сопутствующих заболеваний, которые могут обостриться, если слишком сильно перегрузить организм. Поэтому специалисты рекомендуют учитывать состояние организма и, если есть сомнения, то перед началом интенсивных двигательных нагрузок и тренировок, особенно в период экзаменов обратиться к специалистам.
Физическая и двигательная активность подразумевает выполнение 15-20-минутной зарядки на свежем воздухе, физкультурные паузы в среднем через 1,5-2 часа умственного труда, прогулки на свежем воздухе в течении 1 часа. Для внедрения двигательной активности в режим дня студентов пары по физкультуре часто ставят в середине учебного дня, благодаря такому распорядку обучающиеся могут переключаться с умственной деятельности на физическую, а затем обратно на умственную. Благодаря такому режиму, во-первых, студент в процессе двигательной активности восстанавливает свое состояние, чувствует себя бодрее, избавляется от накапливающегося стресса. Во-вторых, двигательная активность способствует усилению работы мозга, и после нее возвращаться к умственной деятельности студенту намного проще. Период экзаменов для учащегося самый напряженный, в это время студент испытывает стресс, переживает о своем будущем. Поэтому в процессе подготовки к экзамену специалисты рекомендуют отвлекаться на легкую гимнастику, чтобы восстановить свое тело и работу мозга. Необязательно изнурять себя тренировкам, достаточно сделать несколько приседаний, попрыгать на месте, размять кисти рук и стопы, шею. Движения не должны быть слишком интенсивными и резкими, так как это приведет только к еще большему стрессу.
Таким образом, умственная и интеллектуальная активность обязательно должны сопровождаться физическими нагрузками. Благодаря этому организм получает всестороннее развитие, а физическая активность помогает справиться с накапливающимся стрессом. В теплое время года лучше проводить тренировки и заниматься на свежем воздухе, так как насыщение организма кислородом напрямую влияет на работу мозга.