Особенности финансового контроля
Финансовый контроль – это мероприятия, выполняемые специализированными надзорными органами с целью определения законности и оптимизации финансовой деятельности субъектов в части накопления, распределения и использования финансовых средств.
Особенностью финансового контроля является его направленность. Прежде всего, он помогает сформировать и реализовать систему финансового обращения согласно принципам законности и правомерности. Кроме того, контроль финансов гарантирует сохранность имущества и исполнения прав всех сторон финансовых отношений. Финансовый контроль является частью управления хозяйственными системами. Состояние финансов оказывает прямое воздействие на экономику. С помощью контроля решаются следующие задачи:
- Создаются единые условия финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Определяются функции и полномочия надзорных органов, либо лиц, проводящих контрольные мероприятия.
- Проверяются надзорные органы на предмет злоупотребления полномочиями, использование власти в корыстных целях.
- Отслеживаются статьи расходов бюджета и внебюджетных целевых фондов.
- Проверяется правильность и своевременность заполнения финансовой документации.
- Анализируются данные управленческого, финансового и бухгалтерского учета, проводится свекра данных требованиям местного законодательства.
- Осуществляется контроль ценообразования в сферах, подвластных государственному управлению.
- Определяются меры наказания в случае выявления нарушений.
Контроль финансов так же позволяет сохранить имущество за собственником, вступившим в хозяйственные или финансовые отношения. Он гарантирует соблюдение прав субъекта в случае, если тот придерживается законодательных и правовых норм. Причем, под имуществом понимается не только собственность, но и деньги, финансовые обязательства.
Предметом финансового контроля выступают хозяйственные операции, любые экономические действия, влияющие на изменение стоимости имущества.
Виды негосударственного финансового контроля
Государственные органы власти заинтересованы в осуществлении финансового контроля, так как от правильности, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств субъектами зависит функционирование аппарата управления. Однако, экономические агенты могут использовать средства негосударственного финансового контроля для оптимизации собственной деятельности.
К видам негосударственного финансового контроля относят:
- Контроль, осуществляемый денежно-кредитными организациями.
- Внутрихозяйственный контроль на предприятиях.
- Аудиторский контроль.
То есть, негосударственный контроль финансов осуществляется специальными организациями, имеющими соответствующее разрешение, а также собственными силами коммерческих организаций. Например, кредитно-денежные организации внедряют в свою деятельность принципы финансового мониторинга. Они в режиме реального времени отслеживают все операции, связанные с движением денежных средств и финансовых активов, так как доходы банков напрямую зависят от рационального использования финансовых ресурсов. Чаще всего данные финансового мониторинга применяются для принятия специалистом решения о выдаче денежного займа. Исследование клиента позволяет вынести взвешенное решение, минимизировать риски потерь.
Внутрихозяйственный контроль в реальном секторе применяется для оптимизации внутренних и внешних финансовых процессов. Рациональность использования средств, своевременность их отражения на счетах бухгалтерского учета, позволяет эффективно управлять работой предприятия. Для проведения финансового контроля может использоваться программное обеспечение, данные которого обрабатываются специалистами соответствующих служб. Для получения полной независимой картины текущего состояния финансово деятельности компании собственники часто пользуются услугами сторонних независимых аудиторских предприятий.
Аудиторский финансовый контроль
Аудиторский контроль обычно осуществляется силами сторонних специализированных организаций, либо специалистами, прошедшими аттестацию. Крупные предприятия могут создавать отдел, отвечающий за аудиторскую проверку. Основная задача аудита заключается в составлении экспертного мнения о достоверности проведенных и отраженных в документации финансовых операций.
Помимо финансовых проверок аудиторские компании могут предоставлять услуги по:
- Ведению бухгалтерского учета.
- Составлению деклараций.
- Аналитической финансовой работе.
- Обучение сотрудников бухгалтерскому и финансовому учету.
- Проверке законности проведенных финансовых операций.
Аудиторская проверка проводится в несколько этапов. Сначала определяется ее цель, затем выбираются документы и иные данные, необходимые для анализа. В конце проверки выдается заключение, содержащее информацию о выявленных несоответствиях и нарушениях. Аудитор создает свою экспертную оценку.
Аудит позволяет выполнять требования сразу двух сторон финансовых отношений. Он может быть инициирован государственными надзорными органами с целью выявления сокрытия доходов, неполноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования. Однако, аудит не заменяет государственный финансовый контроль, а используется в качестве инструмента оптимизации финансовых процессов. Данные аудиторской проверки, как правило, носят публичный характер. На государственном уровне они используются в качестве подтверждения предоставляемых данных в высшие органы власти. На микроуровне публичность аудиторского заключения повышает лояльность контрагентов, участников экономических отношений.
Для обеспечения достоверности аудиторских проверок на законодательном уровне установлена ответственность компаний, предоставляющих этот вид услуг. Контролирующим органом аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ. В нем создан Совет, отвечающий за регулирование аудиторских услуг на территории страны.