Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инструменты финансовой политики

Содержание статьи

Инструменты финансовой политики государства

На макроуровне, то есть на уровне государства, финансовая политика реализуется посредством различных инструментов. В общем виде они представлены на рисунке 1. Изучим их более подробно.

Основные инструменты финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные инструменты финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свое практическое воплощение представленный на рисунке 1 инструменты находят в налогах, обязательных отчислениях, сборах, государственных расходах, тарифах и ценах, инвестициях, ценных бумагах, а также субсидиях, субвенциях, дотациях и пр.

Базой для формирования и реализации финансовой политики государства выступает бюджетная система. Основным источником ее формирования выступают налоговые поступления, именно благодаря им пополняется государственная казна, средства которой впоследствии перераспределяются согласно нуждам и потребностям общества и экономики.

Поступление налогов в бюджет страны обеспечивается посредством функционирования системы налогообложения. Налогообложение подразделяется на прямое и косвенное, в первом случае речь идет об установлении обязательных взносов, которые каждых налогоплательщик должен уплачивать в бюджет, а во втором – об установлении надбавки к цене или тарифу.

Прямые и косвенные налоги взимаются как с физических, так и с юридических лиц. В общем смысле налогообложение представляет собой введение и конкретизацию налогов. Без него представить себе реализацию финансовой политики было бы попросту невозможно.

Вторым наиважнейшим инструментом считается управление расходами государства, а точнее – госбюджета. Характер и принципы управления расходами напрямую зависят от той роли, которое государство играет в экономике страны. В условиях рыночной экономики государство используем преимущественно косвенные, то есть экономические методы регулирования экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные расходы направляются на решение важнейших общественно-политических задач, таких как обеспечение безопасности страны и ее граждан, социальная защита населения, реализация природоохранных мероприятий, развитие научно-технического потенциала страны и пр. От того, насколько рационально и целесообразно расходуются средства государственного бюджета в значительно степени зависит эффективность реализации макроэкономической финансовой политики в целом.

Наконец, третьим основополагающим инструментом финансовой политики считается управление дефицитом госбюджета. Дефицит государственного бюджета возникает в том случае, когда бюджетные расходы превышают поступления в государственную казну. Его появление может быть вызвано различными причинами, будь то государственное регулирование конъюнктуры национальной экономики или же стремление властей к обеспечению прогрессивных сдвигов с структуре общественного производства.

Так или иначе, дефицит госбюджета – явление крайне отрицательное, противоречащее самой сущности организации финансов (в частности речь идет о таких принципах как самоокупаемость и самофинансирование). В том случае, если дефицит имеет место быть, государство должно предпринять незамедлительные действенные меры по его устранению, добиться которого возможно либо урезанием (сокращением) расходов, либо увеличением финансовых поступлений.

Главным же инструментом реализации финансовой политики на макроуровне выступает финансовый механизм, представляющий собой систем методов, видов и форм организации финансовых отношений. Его принято разделять на два вида:

  • директивный;
  • регулирующий.

В первом случае речь идет об оказании прямого воздействия, а во втором - о косвенном влиянии.

Замечание 1

Помимо прочего в экономике все множество инструментов финансовой политики делят на правовые, административные и собственно экономические.

Инструменты финансовой политики предприятия

На микроуровне, то есть на уровне предприятия, финансовая политика преследует несколько иные цели и реализуется посредством совершенно иных инструментов. Свое отражение они находят в составных элементах финансовой политики хозяйствующего субъекта, коими являются:

  • учетная политика;
  • кредитная политика;
  • дивидендная политика;
  • политика в отношении управления денежными средствами и издержками.

Основными инструментами управления финансовой политикой выступают планирование, оперативное управление и контроль. Каждый из них выполняет свои функции и задачи. Посредством системы планирования формируются и разрабатываются финансовые планы. Благодаря оперативному управлению обеспечивается их практическая реализация. Посредством контроля оценивается степень достижения поставленных целей, плановых показателей и общая эффективность управления финансами хозяйствующего субъекта.

Объектом финансовой политики хозяйствующего субъекта выступают отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для достижения стратегических целей организации. В основе ее реализации лежат преимущественно финансовые инструменты. Как показывает практика, их использование содействует достижению по большей части финансовых целей бизнеса.

К числу основных инструментов финансовой политики предприятия можно относить системы и формы принятых расчетов, учетную и налоговую политику, ценообразование, тарификацию и пр. Непосредственно финансовые инструменты представлены следующими группами:

  • первичные финансовые инструменты (акции, облигации);
  • производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, свопы и т.п.);
  • финансовые инструменты денежного рынка (депозиты, кредиты, займы, акцепты и др.);
  • финансовые инструменты международного уровня (мировые валюты, таможенные тарифы, инструменты фондового рынка и пр.);
  • прочие финансовые инструменты (залог, лизинг, аренда, страхование, франчайзинг и т.п.).
Замечание 2

Данные группы инструментов финансовой политики тесно связаны друг с другом. В целом они применимы как для привлечения, так и для перераспределения финансовых ресурсов, управление которыми лежит в основе реализации финансовой стратегии на микроуровне.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис