Понятие финансовой системы, ее структура
Становление и развитие экономических отношений в обществе неразрывно связано с процессами производства и взаиморасчетов. Участие в производстве позволяет субъектам достигать увеличения прибыли, доходов или получать иную выгоду. Взаимные расчёты между экономическими агентами позволяют достигать этих целей. Финансовая система любой страны охватывает все формы и виды денежных расчётов, а также передачи имущественных прав или капитала.
Общее определение финансовой системы говорит о том, что это структура, строящаяся на совокупности отношений, связанных с источниками формирования, применения финансовых средств. Сюда же относят координацию и обеспечение деятельности финансовых институтов.
Типичная структура финансовой системы включает в себя:
- Финансы, принадлежащие властным структурам, государству или муниципалитету. Как правило, это бюджет, включающий в себя общий государственный и местные бюджеты. Внебюджетные фонды – страховые, пенсионные фонды, фонды социального страхования.
- Финансы частных лиц и организаций. Сюда можно отнести финансы коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, а также финансы населения.
Можно сказать, что финансовая система проникает во все сферы жизни общества, охватывает все секторы экономики. Образование государства начинается с формирования финансов властных структур. Здесь образуется бюджет страны, государственный бюджет, который обеспечивает работу государственного аппарата управления. Долгое время существовали финансы государства и населения. С развитием капитализма появились коммерческие финансы, принадлежащие реальному сектору экономики. Сейчас существует отдельный рынок финансов, который позволяет использовать деньги и капитал, как инструмент получения дополнительного дохода.
Сущность финансовой политики
Общая сущность политики сводится к установлению отношений между различными классами, национальными и социальными группами относительно установления и реализации, а также удержания государственной власти. Субъектами политических отношений выступают социальные общности. Саму политику принято разделять на внутреннюю и внешнюю, военную, культурную, региональную, стратегическую, тактическую, общемировую и так далее. То есть, она может относится к любому виду общественных отношений.
Финансовая политика является частью экономической. Именно поэтому, проведение финансовой политики требует ее эффективного взаимодействия с другими направлениями деятельности в сфере кредитно-денежных отношений и ценообразования. Отсюда вытекает цель финансовой политики – обеспечение полного и максимально эффективного применения финансовых ресурсов, которое позволит обеспечить общественные потребности.
Финансовая политика строится на трех направлениях:
- Разработка научно обоснованных концепций развития финансовой системы.
- Выработка стратегических и тактических целей и задач.
- Реализация планов, осуществление контроля.
Финансовая политика начинается с установления основ в финансовом праве, которое представляет собой совокупность норм, помогающих управлять, контролировать и обеспечивать справедливые финансовые отношения между субъектами. Финансовая политика бывает классической, монетаристской, неоконсервативной, регулирующей, планово-распределительной. Каждая из них появлялась в ответ на экономические запросы общества в определённые исторические промежутки времени.
Если финансовая политика государства выстроена правильно, то она позволит достичь конкретных результатов. Сюда относят производственный рост и рациональное размещение производственных мощностей по территории страны, повышение заинтересованности отдельных территорий в формировании собственного бюджета. Финансовая политика влияет на укрепление и развитие международных отношений, а также способствует росту благосостояния населения, развитию культуры.
Функции финансовой политики
Функции финансовой политики вытекают из цели ее существования. Цель – мобилизация и максимально эффективное использование всех имеющихся финансовых средств страны. Разработка финансовой политики предполагает формирование стратегии и тактики, которые относятся как с долгосрочным, так и к краткосрочным целям и задачам. В общем виде она призвана решать следующие общественные проблемы:
- Формирование и реализация финансового законодательства.
- Повышение эффективности налоговой и финансовой системы.
- Обеспечение сбалансированности бюджета.
- Развитие финансовой инфраструктуры.
- Обеспечение долгосрочной стабильности и финансовой независимости страны.
- Воздействие на социальные и экономические процессы.
- Выработка уникального финансового механизма.
Внутри финансовой политики происходит деление на несколько направлений, каждое из которых выполняет свои функции. Бюджетная политика выполняет функции, связанные с обеспечением деятельности государственного аппарата управления. Кроме того, она направлена на поддержание финансовой стабильности, целостности страны и обеспечение социально-экономического развития. Налоговая политика является механизмом воздействия на экономические процессы в стране. Таможенная помогает регулировать внешнеэкономической отношения, через реализацию политики протекционизма или свободной торговли. Кредитно-денежная политика позволяет воздействовать на денежную массу, отслеживать внутренние финансовые процессы в стране.
Таким образом, финансовая политика страны – это инструмент поддержания внутреннего баланса денег, обеспечения защищённости финансовых и экономических интересов страны на международной арене. Она способна решать множество хозяйственных задач, но в масштабах страны финансовая политика направлена на обеспечение экономической стабильности, независимости, будущего роста, и развития.