Сущность финансовой системы
Финансовая система – это совокупность финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, посредством которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами.
Невозможно представить исследование экономической системы современной страны без анализа сложившейся в нём финансовой системы. Финансы как историческая категория возникли одновременно с возникновением первых государств. На первых этапах развития финансы были представлены государственной казной.
В настоящее время важными для понимания представляются три понятия.
Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая система представляет собой совокупность отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через систему соответствующих учреждений.
Проводимая в рамках финансовой системы политика называется финансовой политикой.
Направленность финансовой политики зависит от экономической конъюнктуры. Например, в кризисных условиях финансовая политика ориентируется на следующие направления:
- остановка производственного спада, стимулирование экономической активности,
- сокращение государственных расходов путем сдерживания социальных программ, сокращения других видов расходов.
Когда экономика переходит от кризиса к фазе устойчивого развития, определяющим для финансовой политики становится достижение устойчивого равновесного общеэкономического развития.
На финансы и финансовую систему возлагается выполнение ряда функций:
- аллокация ресурсов. Эта функция связана с тем, что государство предоставляет обществу определенные блага, которые частный сектор не предоставляет. К ним относятся общественная безопасность, обеспечение инфраструктуры, в том числе транспортной,
- аккумуляция и концентрация средств, обеспечивающая формирование материальной базы для функционирования государства,
- регулирование, обеспечивающее стимулирование деятельности субъектов хозяйствования,
- распределение финансовых ресурсов,
- контроль, в том числе через механизмы взимания налогов и других обязательных платежей.
К субъектам финансовых отношений причисляют:
- государство,
- различные объединения,
- организации,
- домохозяйства,
- отдельных граждан.
Всё разнообразие финансовых отношений, возникающих между субъектами финансовых отношений по вопросам использования денежных фондов, может быть разделено на следующие группы:
- между организациями и государством. К этой группе относятся отношения в системе платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Эти отношения служат основой формирования централизованного государственного дохода,
- между организациями. Эти отношения складываются на основе договоров преимущественно гражданско-правового характера, содержащих взаимные обязательства,
- между фирмами и кредитными организациями по вопросам кредитованием,
- между организацией в целом и её подразделениями,
- между государством и организациями общественного сектора,
- между государством и населением по вопросам предоставления населению разнообразных трансфертов, таких как пенсии, пособия, стипендии. Кроме того, государство может привлекать денежные ресурсы от населения как через налоговую систему, так и через механизмы государственного кредитования.
Структура финансовой системы
В структуре финансовой системы выделяют три ключевых компонента:
- финансы населения, состоящие из доходной части, которая формируется из первичных доходов семей, и расходной части, представленной всем многообразием сбережений и расходов населения,
- децентрализованные финансы хозяйственных субъектов, включая финансы фирм, организаций, компаний, объединений, межотраслевых комплексов,
- централизованные государственные финансы, включающие государственное страхование, государственный бюджет, государственный кредит.
Государственные финансы представляют собой важную сферу финансовых отношений, которые функционируют на уровне государства. Государственные финансы в первую очередь связаны с процессами перераспределения национального дохода для выполнения государством своих функций:
- экономической,
- социальной,
- политической.
С экономической точки зрения государственные финансы могут быть рассмотрены как денежные отношения по вопросам формирования находящихся в распоряжении государства финансовых ресурсов и их использования на нужды управления, обороны, расширенного воспроизводства и т.д. Государственные финансы служат целям удовлетворения общественных потребностей и обеспечения ресурсами государственного аппарата.
Функционирование государственных финансов обеспечивается двумя тесно связанными процессами:
- мобилизацией финансовых ресурсов и предоставлением их государственным структурам,
- использованием аккумулированных финансовых ресурсов на разнообразные государственные потребности.
Выражением первого процесса становятся государственные доходы, а второго - государственные расходы.
Если в стране не сформирована здоровая эффективная система государственных финансов, невозможно достижение успехов ни в социальной сфере, ни в экономике, ни в государственном строительстве. В основе государственных финансов лежат государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.
К проблемам в области государственных и муниципальных финансов относят:
- потребность в совершенствовании налоговой системы,
- несбалансированность, характерную для бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
- необходимость обеспечения единства финансовой и кредитно-денежной политики,
- потребность в укреплении финансового контроля.
Частные децентрализованное финансы формируются на уровне организаций, предприятий, других субъектов хозяйствования, домохозяйств и отдельных физических лиц.
Децентрализованные финансы представляют собой фонды денежных средств, формируемые вне государственных и муниципальных финансов. Децентрализованные финансы могут принадлежать как юридическим, так и физическим лицам.
Децентрализованные финансы формируют основу финансовой системы, поскольку именно из этой сферы государство привлекает преобладающую долю своих финансовых ресурсов.