Понятие корпоративных финансов
Корпоративные финансы – это область финансовых отношений, возникающих касательно структуры капитала корпораций, источников финансирования, предпринимаемых менеджерами действий, направленных на увеличение стоимости предприятия (в интересах акционеров), а также инструментов и анализа распределения финансовых ресурсов.
Мир бизнеса отличается изменчивостью, причем турбулентность экономики в последние годы только увеличивается. Также усиливается глобализация, из-за чего возникновение нестабильности в одной стране приводит к ее распространению на другие страны. Потрясения и кризисы сильно затрагивают как корпорации, так и потребителей.
В современных условиях повышается значение деятельности корпоративных менеджеров касательно:
- правильной оценки инвестиций,
- выбора структуры и источников финансирования своей деятельности,
- управления рисками при привлечении краткосрочного и долгосрочного капитала,
- удовлетворения запросов и ожиданий инвесторов.
В процессе принятия корпоративных решений в первую очередь нужно понимать сущность корпоративных финансов. Любой бизнес с самого начала требует ответа на три вопроса:
- какие необходимо делать инвестиции в долгосрочные активы, то есть какую недвижимость, оборудование и нематериальные активы требуются для того, чтобы развивать бизнес,
- какие нужно использовать долгосрочные источники финансирования инвестиций в запланированные активы. Можно привлекать собственные средства или использовать кредит, а также сочетать эти источники,
- как нужно осуществлять управление операционным денежным потоком. Важно соблюдение соответствия между датами поступления и оттока денежных средств, происходящими в ходе ведения операционной деятельности. С точки зрения проблем денежного потока – основной причиной возникающих несоответствий между выплатами и поступлениями являются просчеты при планировании краткосрочного финансирования.
Каждый бизнес независимо от масштабов и рода деятельности может рассматриваться как система, входом которой выступает распределенный по направлениям и времени денежный поток, используемый для приобретения нужных для бизнеса активов. Выходом системы являются денежные потоки для собственников. Система функционирует для того, чтобы объем выходных денежных потоков превышал объем входных. Чтобы приобрести активы, может привлекаться как заемный, так и собственный капитал.
Деятельность финансовых менеджеров
Зона ответственности финансового менеджера – это управление денежными потоками, принятие решений о капитальных вложениях, выбор структуры капитала, составление финансовых планов. Функциями финансового менеджера являются:
- управление инвестициями,
- управление активами,
- управление и оценка финансовых рисков,
- управление и оценка капиталов,
- управление источниками, из которых привлекается капитал компании,
- оптимизация налогообложения,
- управление денежными потоками.
Говоря о задачах финансового менеджера, необходимо отметить следующие:
- определять реальные потребности бизнеса по разным активам исходя из планируемых масштабов ведения бизнеса, необходимости оптимизировать структуру активов и добиться максимизации эффективности их применения, достижения целевых показателей ликвидности, проведения избранной амортизационной политики,
- формировать инвестиционную политику, ориентированную на реализацию тактических и стратегических задач бизнеса,
- реализовывать комплекс мероприятий, направленный на обеспечение текущей и перспективной деятельности финансовыми ресурсами в соответствии с бизнес-стратегией развития. В том числе к ним относится определение общей потребности в капитале и оптимального соотношения между заемными и собственными средствами,
- выявлять ключевые риски функционирования предприятия, проводить оценку их уровня и размера связанных с ними потенциальных потерь,
- прогнозировать входящие и исходящие финансовые потоки, синхронизировать их по времени и объему, определять графики движения денежного потока.
Разница между получаемыми компанией доходами и ее расходами представляет собой прибыль. Получение прибыли – это одна из важных задач, решением которой занимается финансовый менеджер. Но если концентрироваться исключительно на этой задаче, можно в будущем получить негативные последствия. Так, к примеру, в краткосрочной перспективе можно увеличить прибыль за счет сокращения расходов на научно-исследовательские и конструкторские работы, проектирование и внедрение новых технологических решений, обучение персонала и т.д. Негативными последствиями этих решений в долгосрочной перспективе станет снижение качества товаров и услуг, конкурентоспособности бизнеса, уменьшение рыночной доли и в конце концов значительное снижение прибыли (вплоть до получения убытков). Итак, критерий прибыли не должен быть единственным при принятии финансовым менеджером управленческих решений.
Следует принимать во внимание, что критерий прибыли не оценивает риск, связанный с получением этой прибыли. Поэтому погоня за максимизацией прибыли может породить негативные явления. Часто, используя прибыль как главный критерий управленческого выбора, финансовые менеджеры концентрируются на краткосрочных периодах, упуская стратегические выгоды.
Стратегическая цель бизнеса состоит в наращивании благосостояния собственников. Проявлением роста благосостояния в рыночных условиях выступает увеличение рыночной оценки самого бизнеса. Рыночная стоимость бизнеса складывается из рыночных стоимостей собственного и заемного капитала. Поэтому одна из центральных проблем управления корпоративными финансами может быть сформулирована как проблема оптимизации структуры капитала, т.е. поиска лучшего соотношения между собственным и заемным капиталом.