Субъекты финансового контроля со стороны государства – это государственные органы, предприятия с долей участия государства, а также организации частично или полностью финансируемые из государственного бюджета.
Задачи и виды финансового контроля
Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.
Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.
Финансовый контроль может быть:
- Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
- Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
- Завершающим, который осуществляется по завершении операции.
Субъекты и объекты финансового контроля
К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.
С позиции финансового контроля различаются:
Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.
Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.
Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:
- Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
- Созданные по инициативе управляющих субъектов;
- Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.
Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.
Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.
Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.
Методы финансового контроля
Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.
Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.
От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.
Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Охарактеризуем каждый из них.
Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.
Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.
Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.
Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.
Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.
Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.