Бюджетный федерализм – это система автономного функционирования и взаимодействие бюджетов на отдельных уровнях власти.
В настоящее время выделяют следующие модели бюджетного федерализма:
- децентрализованная;
- централизованная (другое название - кооперативная).
Децентрализованная модель
Децентрализованная модель бюджетного федерализма существует в Канаде, США, Великобритании, Японии и отличается следующими чертами:
- Получение региональными властями высокой степени финансовой самостоятельности;
- Финансовое обеспечение самостоятельности и независимости связано с правами регионов устанавливать собственную систему и порядок налогообложения;
- Соответствующие налоги и доходы четко разделены и закреплены на каждом уровне бюджетной системы. Центральный бюджет пополняется за счет подоходных налогов юридических и физических лиц, таможенного налогообложения. Среди налоговых источников местных и региональных бюджетов – налогообложение товаров и услуг, имущества, земельных участков;
- Отсутствие контроля центральным правительством бюджетной деятельности регионов и минимальное внимание к проблемам горизонтального дисбаланса;
- Слабо развита система бюджетного выравнивания, перераспределение федеральных средств осуществляется в форме целевого перечисления на финансирование конкретной программы;
- За долги и дефицит бюджетов отвечает только региональные правительство, которое должно самостоятельно изыскать средства, чтобы погасить дефицит бюджета.
Кооперативная модель
В настоящее время кооперативная модель является наиболее широко распространенной модель. Бюджетного федерализма в мировой практике. Ее придерживается большинство европейских стран и для нее характерны следующие основные черты:
- широкое участие региональной власти в перераспределении национальных доходов;
- наличие регулирующих и собственных доходов и налогов на каждом уровне бюджетной системы;
- введение местных ставок по отношению к территориальным и федеральным налогам;
- повышенная ответственность центра за региональные финансы в части дефицита бюджета или наличия долга;
- ограниченная самостоятельность региональной власти в вопросе привлечения внешних заимствований. Внешние заимствования осуществляются только органами федеральной власти, а полномочия региональных властей ограничиваются внутренними заимствованиями;
- развитый механизм перераспределения средств по уровням бюджетной системы посредством субсидирования, дотаций и субвенций.
Как правило, использование кооперативной модели уместно в странах с весьма значительными различиями уровней бюджетной обеспеченности в зависимости от региона. Поэтому кооперативная модель основана на вертикальном выравнивании за счет дотаций, субвенций или субсидий. Широкое применение находит разделение доходов на регулирующие и собственные.
Российская модель бюджетного федерализма
Современную российскую модель бюджетного федерализма можно охарактеризовать как сочетание сильного централизма вертикали системы бюджетного распределения с законодательно установленными разграничениями свободы в налогах для бюджетов местного и регионального уровня самоуправления. Собственная налоговая база формирования бюджетов регионального и местных уровней не может быть независимой или федеративно равнозначной, а поэтому зачастую нижний уровень бюджета становится просителем у федерального центра.
Российская вертикальная модель с механизмом бюджетных отношений имеет проблемное место - налоговую политику, которая предопределяет сохранение дефицита региональных бюджетов до 50%, а бюджетов местного уровня даже до 90%.
Кооперативная модель российского бюджетного федерализма основана на партнерских отношениях федерального центра и субъектов федерации в сфере межбюджетных взаимоотношений. При этом определено верховенство федерального бюджетного законодательства перед системой бюджетного законодательства субъектов страны. Эффективная работа бюджетного федерализма подразумевает четкое законодательное распределение бюджетных полномочий, в основе которого:
- разграничение налоговых (доходных) полномочий;
- разграничение расходных полномочий;
- выравнивание бюджетов.
Для идеальной ситуации, в модели бюджетного федерализма подразумевается соответствие объема доходных полномочий и объема расходных полномочий, который закреплен на данном уровне государственной власти. Однако на практике расходные полномочия и доходные возможности разделены существенным разрывом. Наиболее сложная задача - обеспечить вертикальное выравнивание, поскольку даже при равенстве совокупных расходов и доходов бюджетов разного уровня необходимо говорить о наличии существенных различий в бюджетном положении регионов и территорий из-за различия уровня экономического развития, численности и плотности населения, природно-климатических особенностей.
Проблему вертикального выравнивания в управлении бюджетом решают дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды, и бюджетные кредиты. Фундамент построения таких межбюджетных отношений для обеспечения баланса бюджетов – это разграничение на законодательном уровне расходных обязательств федерального и регионального уровней власти с закреплением за соответствующим бюджетом субъектов России собственных неналоговых и налоговых доходов.
Важным способом управления межбюджетными отношениями федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и обеспечения сбалансированности последних является поступление средств в виде отчислений от федеральных налогов и доходов (налога на прибыль, налога на доходы от физических лиц, некоторых видов акцизов и др.).
Для бюджетов субъектов РФ (также для местных бюджетов) указанные отчисляемые доходы принято называть регулирующими или перераспределяемыми доходами.
Перечень и нормативы (в процентах) отчислений от конкретных видов федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ на постоянной основе определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а конкретные пропорции их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ утверждаются ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.