Основные сведения о федеральном бюджете
Федеральный бюджет – это план образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения реализации задач и функций Российской Федерации, который ежегодно утверждается федеральным законом.
Федеральный бюджет является одним из наиболее важных механизмов, которые позволяют органам государственной власти осуществлять регулирование социально-экономического развития общества. Это достигается за счет образования централизованного фонда денежных средств, воздействия на формирования в национальной экономике децентрализованных фондов, обеспечения деятельности Правительства РФ по реализации экономической политики и по решению других социально-экономических задач.
Как показывают различные прогнозные сценарии развития отечественной экономики на ближайшие несколько лет, в России будут созданы условия для повышения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. В то же время одним из главных направлений долгосрочного экономического роста страны является изменение структуры бюджетных расходов посредством, так называемого, «бюджетного маневра» и перехода к обновленному бюджетному правилу.
Характеристика федерального бюджета как средства инновационного развития страны
Приоритетным для государства является социально-экономическое развитие страны в долгосрочной перспективе на основе инновационного сценария. Он предполагает усиление инвестиционной направленности экономического роста и укрепление позиций России в мировой экономике, что базируется на воплощении в жизнь следующих комплексных преобразований:
- создание современной транспортной инфраструктуры;
- создание отраслей высокотехнологичных производств и экономики знаний и повышение их конкурентоспособности;
- модернизация энерго-сырьевого комплекса;
- осуществление прорыва в повышении эффективности человеческого капитала;
- превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и др.
Инновационный сценарий развития отечественной экономики позволяет создать условия для того, чтобы у бюджетной системы страны повысилась устойчивость и сбалансированность. Это, в частности, проявится, в том, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре доходов федерального бюджета должна быть уменьшена почти в два раза. Причем также необходимо обеспечить сбалансированность, бездефицитность бюджета (т.е. равенство доходов и расходов).
Уменьшенные нефтегазовые доходы должны быть компенсированы расширением налоговой базы и увеличением собираемости основных налогов и таможенных платежей. В первую очередь, речь идет про налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на недвижимость и роскошь. В то же время эффект расширения налоговой базы рекомендуется использовать для усиления стимулирующей функции налоговой системы посредством установления налоговых льгот в отношении капитальных вложений предприятий в основное оборудование, оказания инжиниринговых услуг и т.д.
Бюджетный маневр, который обозначен как одна из главных форм использования федерального бюджета в целях стимулирования социально-экономического развития страны, предполагает изменение структуры расходов бюджетов всей бюджетной системы. Инновационный характер федерального бюджета будет выражен в повышении доли расходов на образование, здравоохранение, науку и развитие транспортной инфраструктуры.
В то же время должна быть сохранена доля бюджетных расходов на оплату труда, на совершение социальных и пенсионных выплат, что позволит государству выполнить свои обязательства как социального государства и, тем самым, снять социальную напряженность в обществе. Также необходимо обеспечить выполнение намеченных мероприятий по модернизации вооруженных сил и сил безопасности.
Эти расходные обязательства должны быть выполнены за счет оптимизации других бюджетных расходов. В первую очередь, оптимизации (сокращению) подлежат расходы на предоставление разнообразных субсидий (в том числе, на ЖКХ) и на финансирование общегосударственных задач (обеспечение деятельности государственных органов и их сотрудников).
В процессе формирования федерального бюджета также предлагается формировать обособленные специальные бюджетные фонды, чей объем может достигнуть 5% ВВП (или около 20% федерального бюджета). Формирование бюджетных накоплений (резервов) позволит в будущем приступить к реализации долгосрочных стратегических проектов со значительным потенциалом роста капитализации. Этого можно будет достичь за счет инвестиций как внутри страны, так и за ее пределами, финансирование которых будет определяться не динамикой экспортных доходов от нефти и газа, а потенциалом роста российской экономики и капитализации перспективных инвестиционных проектов.
Положительный баланс бюджетной системы является предпосылкой макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны и в обеспечении высоких темпов устойчивого экономического роста. А это, в свою очередь, способствует созданию в стране новых рабочих мест, увеличению доходов граждан и расширению финансовых возможностей государства. Таким образом, бюджетная система и федеральный бюджет как ее основное звено являются одними из главных факторов социально-экономического развития страны.