Общая характеристика механизма государственного регулирования экономики
Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс последовательного и целенаправленного применения государством методов, форм и инструментов финансового воздействия на хозяйствующие субъекты в целях изменения параметров макроэкономического равновесия и достижения поступательного развития экономики на конкретной стадии её функционирования.
Для характеристики процесса государственного финансового регулирования во внимание необходимо принимать многообразие субъективных и объективных факторов, условий, в которых функционирует экономика. Поэтому система государственного финансового регулирования должна быть разграничена по разным основаниям, проведена классификация по типам, видам, формам и методам.
Государственное регулирование подразделяется на:
- экономическое, включая финансовое, ценовое, кредитное, валютное,
- административное.
Видами финансового регулирования являются:
- налоговое,
- государственно-кредитное,
- бюджетное,
- таможенно-тарифное,
- финансово-валютное.
Формами регулирования называют процессы, которые протекают в рамках перечисленных видов регулирования. Формы могут быть характерны для одного конкретного вида или быть общими для всех. К примеру:
- в бюджетном виде применяются такие формы финансирования как субсидии, субвенции и трансферты,
- в налоговом виде выделяют прямую и косвенную форму налогообложения,
- в валютно-финансовом регулировании формами являются внешние займы, внешнее финансирование, внешний долг.
Общей для всех видов регулирования формой является планирование и прогнозирование.
Методы являются наиболее гибкими, изменяющимися элементами в системе регулирования. В качестве примеров можно привести методы, применяемые в налогообложении:
- декларирование доходов,
- санкции,
- авансовые платежи,
- льготирование.
Примерами инструментов бюджетного финансирования являются:
- процентные отчисления средств,
- нормирование расходов,
- методы использования бюджетного излишка,
- методы финансирования дефицита бюджета.
Методами валютно-финансового регулирования выступают:
- процентные ставки,
- валютные курсы,
- методы страхования от валютного риска,
- курсы ценных бумаг и платежных средств.
Выделяются две стороны государственного финансового регулирования: с одной стороны, государство поддерживает определённые сферы экономики, стремясь сконцентрировать в них основные ресурсы, а с другой - наоборот, происходит поддержка других отличных сфер для того, чтобы ограничить туда доступ ресурсов. В добавлении, определяется различное воздействие финансового механизма - количественное и качественное.
Организация финансовых отношений осуществляется посредством использования различных инструментов, методов и элементов, их же совокупность и определяет сущность финансового механизма.
Финансовый механизм – это комплекс различных форм, видов осуществления отношений в сфере финансов, а также определённых методов образования и реализации финансовых ресурсов.
Нормы публичного финансового права жестко регламентируют элементы, методы, инструменты и формы государственного финансового механизма. В соответствии с этим выделяются бюджетный, внебюджетный, налоговый, эмиссионно-денежный механизмы и другие.
Трудности применения механизма государственного финансового регулирования
На примере России можно выделить следующие проблемы применения механизма государственного финансового регулирования:
- состояние отношений между бюджетами. На муниципальном уровне власти не осуществляют свои обязанности по управлению бюджетом и проведению экономической политики должным образом. Государство стремится стимулировать их через механизмы бюджетного регулирования. Для этого разрабатываются целевые программы, осуществляется поддержка отдельных хозяйствующих субъектов, но этих мер недостаточно,
- в основе российского финансового регулирования лежит бюджетный федерализм. В рамках этой модели имеется несоответствие между централизацией и децентрализацией налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, присутствует несбалансированность уровня развития для субъектов федерации и муниципальных образований. Чтобы решить эту проблему, необходимо сгладить дисбалансы или регулировать бюджет,
- несовершенство законодательной базы, требующее непосредственного исправления со стороны государства в лице законодательной власти,
- недостаточный контроль за использованием финансовых ресурсов,
- проблемы развития малого бизнеса. Крупные корпорации поглощают и вытесняют малый бизнес, не давая ему прибыльно функционировать. Государство стремится к регулированию и стимулированию развития малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот и инвестиций. Однако этого недостаточно,
- низкое качество планирования. Многие бюджеты не сбалансированы, а фактические показатели существенно отклоняются от запланированных.
Итак, рассматривая основные цели государственного финансового регулирования, можно указать следующие направления деятельности:
- стимулирование повышения эффективности функционирования,
- уменьшение рисков,
- предупреждение кризисов,
- обеспечение доступности и прозрачности информации о финансовых операциях.
У существующей системы применения механизма государственного финансового регулирования есть достоинства и недостатки. С одной стороны, благодаря ему удается предотвратить такие негативные последствия, как убытки и банкротство вследствие кризиса; смягчается преобладание интересов частных лиц или корпораций над общественными интересами. С другой стороны, именно государственное регулирование ограничивает рынок во многих аспектах, не даёт ему саморегулироваться. Это может приводить к снижению мотивации и интереса рыночных субъектов, разрушению рыночного механизма.