Общая характеристика налоговых систем развитых стран
Налоговая система – это базирующаяся на определенных принципах система урегулированных законодательством общественных отношений, складывающихся на почве установления и взимания налогов и сборов
По своему содержанию налоги на практике могут реализоваться в разных формах. Каждая страна отличается своими национальными особенностями, оказывающими влияние на построение налоговой системы. На первый взгляд может показаться, что налоговые системы в разных странах совершенно различны и несравнимы. Более тщательный анализ позволяет установить, что для всех развитых стран характерны две важнейшие черты налоговой системы:
- постоянное осуществление путей поиска наращивания объема налоговых доходов,
- организация налоговой системы исходя из общепризнанных экономических принципов: справедливости, равенства и эффективности обложения налогами.
Выражением первой характеристики является постоянное проведение реформ, добавление новых налогов или трансформация налоговой базы уже действующих, изменение соотношения между разными видами налогов и перекладывание налогового бремени с одних участников финансовых отношений на других.
Проявления второй характеристики определяются тем, какой разновидности экономической политики более привержено правительство конкретной страны.
На характер и перечень доходов и расходов, подлежащих налогообложению, влияет подход к налоговой классификации. Распространенные варианты налоговой классификации:
- налоги, взимаемые на товарных или ресурсных рынках (рынках факторов производства),
- налоги с покупателей или продавцов конкретного товара,
- налоги с кооперативов или домашних хозяйств,
- налоги по доходам или статьям доходов.
Налоги, которые встречаются в развитых странах, могут быть объединены в четыре крупные группы. В разных странах они называются по-разному, но содержание в целом одинаковое:
- подоходный налог на доходы физических лиц,
- подоходный налог на доходы юридических лиц,
- налоги на оборот,
- налог на добавленную стоимость.
Важнейшим налоговым принципом является принцип «способности и вынужденности платить». Он тесно связан с принципами равенства и справедливости. Нужно понимать, что обязательным условием для реализации принципа равенства является обязанность всех налогоплательщиков в обязательном порядке уплачивать все налоги в установленный срок независимо от личных обстоятельств и финансового положения. Принцип справедливости невозможно рассматривать без учета платежеспособности. При его реализации, доля с каждого налогоплательщика должна взыскиваться в зависимости от того, имеет ли он возможность платить. Этот принцип рассматривается вне зависимости от государственной политики доходов, без учета санкций. У каждого указанного подхода есть свои недостатки и достоинства.
Последствия применения разных видов налогов
При построении налоговой системы не менее важно учитывать последствия применения каждой разновидности налогов. На эти последствия влияет налоговая ставка, налогооблагаемая база, сфера деятельности налогоплательщиков. Под действием изменения этих показателей меняются цены на товары. Это, в свою очередь, оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков. Рассмотрим механизм на примере налога на потребление:
- если вводится новый налог на потребление, цены на товары возрастают. Это сокращает спрос на них,
- масштаб изменения цены определяется эластичностью спроса и предложения,
- налоговое бремя делится между покупателями и продавцами в зависимости от того, как соотносятся спрос и предложение,
- если исследовать статистику за длительный период времени, можно отметить снижение налоговых поступлений,
- если для личных и реальных налогов устанавливаются одинаковые ставки, то налоговые доходы государственного бюджета также будут одинаковыми,
- на перераспределение влияния налогообложения на потребление влияют как расходы, так и доходы налогоплательщиков.
Другой пример – налоги на производственные факторы:
- введение налогов способствует повышению общей производительности и сокращению применения подлежащих налогообложению факторов. Чистая прибыль производства в результате обычно снижается,
- на то, как распределится налоговое бремя, влияет эластичность предложения и спроса,
- налоги, которые касаются факторов производства, влияют в первую очередь не на расходы, а на доходы налогоплательщиков,
- у налога на доходы с капитала обычно прогрессивный характер, а у налога на заработную плату – регрессивный,
- на то, каков будет конечный результат произведенных изменений в условиях налогообложения производственных факторов, влияют условия конкуренции.
Оценка эффективности налоговой системы требует, чтобы во внимание принимались административные издержки и затраты, которые несут налогоплательщики для соблюдения законодательства. Обычно административные издержки сравнительно невелики, если рассматривать все государственные расходы. В то же время доля затрат налогоплательщика на контроль налоговых выплат может быть значительной. Но это справедливо не для всех разновидностей налогов.
Можно отметить следующие закономерности:
- универсальные налоги на потребление не влияют на выбор конкретных товаров (в отличие от акцизов),
- подоходные налоги перераспределяют выбор между текущим потреблением и будущим. Универсальные налоги на потребление не влияют на это решение,
- инвестиционные процессы нарушаются из-за введения частного налога на доходы с капитала,
- по мере того, как налоговые ставки увеличиваются, эффективность налоговой системы возрастает до некоторого критического значения, а затем снижается,
- пропорциональное налогообложение имеет меньшие издержки, чем прогрессивное,
- государство вынуждено выбирать между справедливостью (с позиции разделения налогового бремени) и эффективностью налоговой системы.