Сперанский Михаил Михайлович
Сперанский Михаил Михайлович – это отечественный государственный и политический деятель, осуществивший большое количество реформ и преобразований.
Изначально в первые годы правления царя Александра I Сперанский не осуществлял активной политической деятельности и в большей степени находился в тени, однако, уже готовил некоторые документы и проекты для Негласного комитета, например, в рамках разработки положений министерской реформы. После успешной реализации министерской реформы Сперанский был задействован во вновь организованном Министерстве внутренних дел. Наиболее важные проекты законодательных и нормативных актов, которые были изданы, начиная с 1802 г., редактировались непосредственно Сперанским, который занимал должность управляющего отдельного департамента министерства внутренних дел. Немного позже, а именно в 1803 г. по поручению императора Сперанский сформировал «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», при формировании которой проявил себя ярым сторонником конституционной монархии, которая могла быть сформирована посредством постепенного реформирования общественного строя согласно детально проработанного плана.
Стоит отметить, что практического значения сформированная Сперанским Записка не имела. Только в 1807 г. после ряда неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, император вновь обратился к планам реформ. Александр I поручил Сперанскому непосредственное руководство Комиссией разработки законов и велел сформировать общий план государственного преобразования.
Данной работой Сперанский занимался целый год. Он работал по 18-19 часов в день и уже в октябре 1809 года он представил императору готовый план реформ.
Содержание «Плана финансов»
Первые несколько лет правления Александра I характеризовались осуществлением реформ в сфере государственного устройства. Так, например, в 1802 году вместо организованных ранее коллегий, которые выступали в роли органов центрального управления России, сформированных еще при Петре I, были образованы министерства. Именно в этот период было организовано и Министерство финансов, деятельность в котором и осуществлял Сперанский. Первым в истории России должность министра финансов занял Васильев. В это время в значительной мере вырос объем эмиссий ассигнаций.
В условиях дефицита государственного бюджета, ограниченных возможностей привлечения как внешних, так и внутренних займов, государство прибегало к дополнительной эмиссии денежных средств.
Инфляционный процесс, который характеризовался растущими темпами развития в России, в значительной мере обесценивал денежное накопление населения. Продолжающееся обесценивание ассигнаций сделало невыгодным кредитование. Вследствие падения курса ассигнаций в значительной мере снижалась реальная сумма задолженности по ссудам, кредиторы продолжали получать от заёмщиков стремительно обесценивающиеся бумажные деньги. Развитие подобной ситуации способствовало получению убытков кредиторами, при этом для заёмщиков подобная ситуация была выгодна.
В этот период в связи с отсутствием экономической целесообразности началось резкое сворачивание кредитных отношений.
В 1809 г. Александром I Сперанскому была поручено формирование проекта плана реорганизации государственного управления Империей. Особую важность в рамках данного проекта приобрел «План финансов», который подразумевал реформирование финансового управления государством. «План финансов» включал в себя 2 части. Первая отражала так называемые первоочередные мероприятия, которые планировалось реализовать до 1810 года. Во второй части сформированного плана были предложены основополагающие принципы построения государственной финансовой системы. В рамках второй части особое внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.
В плане Сперанского основной была мысль, что ассигнации, масса обращения которых на постоянной основе увеличивается, превратились в некоторый налог, с различной степенью тяжести ложившийся на различные части общества.
Основные потери, связанные с обращением ассигнаций, несли:
- казна, в которую поступали платежи фиксированными платежами, величина которых не компенсировала падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за увеличения рыночных цен;
- получавшие из казны жалование, пенсионы и прочие выплаты;
- частные лица, которые вступали в договоры и отдавшие денежные средства взаймы, т.к. условия, составленные по одной цене ассигнаций, будут выполняться по другой, которая в значительной степени снизилась, поэтому реальная плата была ниже, чем обусловленная договором.
Сперанский считал, что для стабильного улучшения финансовой системы в государстве крайне важно добиться стабильности в государственном бюджете, действовать в соответствии с принципами бережливости в расходах государства. В рамках предложенного «Плана финансов» предлагалось добиться сокращения государственных расходов и, а также прекратить эмиссию государственных ассигнаций.
В соответствии с принятым «Планом финансов» предполагалось осуществить денежную реформу, в рамках которой предлагалась изъять и уничтожить абсолютно все ранее эмитированные ассигнации, а также организовать новое эмиссионное финансовое учреждения, которое должно было иметь в своем распоряжении необходимый запас серебра для обеспечения бумажных денежных средств, которые планировалось выпустить в обращение в рамках эмиссии. Также в рамках сформированного Сперанским «Планом финансов» предполагалось совершенствовать организацию отечественной монетной системы, в качестве основы которой выступал бы серебряный рубль.
Стоит отметить, что Сперанский негативно относился к неразменным бумажным банкнотам и считал необходимым изъять их из обращения.