Пенсионное страхование в Германии - это система мер, предназначенных для компенсации гражданам утраченного дохода в установленных случаях.
В Германии пенсионная система базируется на мощном государственном пенсионном управлении. В прошлые годы основу пенсионных выплат, которые получали физические лица, составляли предусмотренные законом о пенсионном страховании выплаты. В настоящее время в Германии, как и во всей Европе, происходят демографические изменения, состоящие в старении населения. Поскольку немецкая пенсионная система предусматривала межпоколенческий контракт, когда пожилое поколение обеспечивается молодым поколением работающих людей, происходит изменение подходов будущих пенсионеров к пенсионному планированию.
В немецкой пенсионной системе можно выделить три основных компонента:
- статутные пенсии,
- трудовые пенсии,
- частные пенсии.
Первый компонент: статутные пенсии
Первым компонентом в немецкой пенсионной системе выступают отчисления, которые производятся в систему пенсионного страхования с заработной платы. Эту систему финансируют работники, работодатели и государства. Ставка взноса распределяется в равной степени между работодателем и работником. Устанавливается максимальный уровень ежегодного взноса.
В настоящее время для мужчин и женщин установлен одинаковый возраст выхода на пенсию. Он составляет 65 лет, но предусматривается его повышение до 67 лет к 2029 году.
Если человек на протяжении 35 лет производит выплату взносов в систему обязательного пенсионного страхования, он получает право выхода на пенсию в 63 года. При этом не отработанный период до 65 лет будет вычитаться из накопленной суммы, например, если человек вышел на пенсию за 48 месяцев до наступления официального пенсионного возраста, вычет осуществляется в размере 14,4%.
На величину страховой пенсии влияет:
- стаж,
- средний уровень дохода,
- возраст выхода на пенсию.
Второй компонент: трудовые пенсии
Система трудовых пенсий предлагает для работодателей выбор одного из двух методов финансирования:
- Пенсионное обещание. Финансирование прямых пенсионных обещаний производится за счет начисляемых платежей. Работодатель гарантирует работнику, что после его выхода на пенсию будет выплачена согласованная сумма. 4% суммы, подлежащей налогообложению, переводится во внешние пенсионные системы, представленные пенсионными фондами и фондами прямого страхования. У работодателя есть право вычета из налогооблагаемого дохода некоторого резерва на организацию пенсионной схемы предприятия. Льготы, которые работник получает при выходе на пенсию, подлежат налогообложению, как будто они являются отложенной заработной платой,
Внешнее пенсионное обеспечение. Оно может реализовываться в разных формах:
- прямое страхование. Система прямого страхования предусматривает, что работодатель заключает от имени работника договор страхования жизни, а затем выплачивает обязательства по нему. У работника есть право на получение процентов, начисленных в рамках договора. Эти проценты не подлежат налогообложению. Контроль за страховыми компаниями осуществляет Федеральный орган финансового надзора Германии. Прямое страхование жёстко регламентируется. Правила инвестирования ограничивают долю инвестиций в капитал максимальным уровнем 35%,
- пенсионная касса. Пенсионная касса - это основной инструмент пенсионного обеспечения, который финансируется работодателями. В пенсионную кассу входят специальные страховые компании, представляющие одного или нескольких работодателей,
- пенсионный фонд. Пенсионные фонды являются отдельными учреждениями, образующимися в форме акционерных обществ или объединений паевых пенсионных фондов. Они попадают под действие Закона о страховании. Создателем пенсионного фонда может быть одна компания, поставщик финансовых услуг или ассоциация работодателей и профсоюзов в рамках отраслевой пенсионной схемы. В соответствии с актуальным законодательством, пенсионные фонды могут финансироваться в размере 10% (не обязательно 100%) при условии наличия плана деятельности на 10 лет,
- фонд поддержки. Фонды поддержки создаются как фонды, объединения или общества с ограниченной ответственностью. У работников нет права требования поддержки непосредственно от фонда, только от работодателя. Спонсировать поддержку может как одна компания, так и несколько компаний. Перечисляемые в фонды поддержки взносы подлежат налогообложению как для работников, так и для работодателей. Ограничения по инвестициям в активы таких фондов отсутствуют. Фонды могут быть одолжены компаниям под рыночную процентную ставку.
Третий компонент: частные пенсии
Немецким работникам предоставляется возможность увеличения своих пенсионных выплат за счет инвестирования в частные пенсии. Разработано несколько механизмов инвестирования в частные пенсии.
Для малообеспеченных работников, планирующих получать пособие на протяжении длительного периода времени, предлагается государственное субсидирование пенсионного плана до суммы 2100 евро ежегодно. Работник направляет в пенсионный план 4% своего дохода, а государства дополнительно субсидирует 154 евро плюс фиксированную сумму на каждого ребёнка.
Другой пенсионный план ориентирован на фрилансеров и предпринимателей.
Таким образом, немецкие пенсионеры имеют возможность сформировать к моменту выхода на пенсию достойный «запас», позволяющий им компенсировать значительную часть утраченного дохода. Пенсионная система учитывает происходящие в обществе демографические изменения (состоящие в увеличении доли пенсионеров) и предлагает механизмы снижения пенсионной нагрузки на работающее поколение и государство для обеспечения выплат вышедшим на пенсию гражданам. Повышение пенсионного возраста связано с увеличением продолжительности жизни (в том числе, периода трудовой активности).