Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, государственными органами субъектов РФ, Федеральным казначейством.
Виды государственного финансового контроля
Финансовый контроль на уровне государства представляет собой совокупность мероприятий, методов и форм, направленных на проверку соблюдения законодательства в бюджетной сфере.
Государственный контроль финансовой сферы осуществляют специализированные контрольные органы. К примеру, Счетная палата, ФНС, Министерство финансов страны.
Основной целью финансового контроля является обеспечение экономически обоснованной и эффективной финансовой деятельности государства на всех этапах использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Финансовый контроль делится на предварительный и последующий. В первом случае контрольные мероприятия призваны предупредить и максимально пресечь нарушения в бюджетной сфере, а во втором случае проверяется законность и правомерность уже исполненного бюджета.
Также финансовый контроль государства может быть внутренним и внешним.
Внешний контроль осуществляется представителями Счетной палаты и сотрудниками региональных (муниципальных) управлений.
Внутренний финансовый контроль осуществляют управления Федерального казначейства, органы исполнительной власти.
Внешний муниципальный контроль в сфере финансов
Важнейшая функция государственных финансов состоит в осуществлении государственного финансового контроля. Данная функция затрагивает все финансовые вопросы, касающиеся формирования, распределения и расходования бюджетных средств.
В настоящее время наблюдаются существенные изменения в организации государственного контроля финансов. Государство направляет все усилия на укрепление финансового контроля посредством развития и расширения полномочий контрольных органов.
Главная цель данного процесса – повышение эффективности управления финансами всех уровней, создание системы внешнего контроля за их использованием.
Несмотря на огромную работу в направлении развития системы финансового контроля в России, остаются нерешенными следующие проблемы:
- Отсутствие единой концепции осуществления финансового контроля на государственном и муниципальном уровне;
- Терминологическая неопределенность обуславливает снижение эффективности финансового контроля.
Рассмотрим сущность внешнего муниципального контроля финансов. Специалисты в практической деятельности используют дифференцированный подход в понятии «муниципальный финансовый контроль», под которым понимают и функцию управления, и функцию финансов, и форму власти, а также форму деятельности, инструмент, средство.
Как функция управления муниципальный контроль финансов рассматривается Ю. В. Прохоровым и О. В. Шинкаревой, которые полагают, что данный вид контроля является частью процесса местного самоуправления, и состоит в осуществлении финансовыми органами муниципальных образований мониторинга законности и эффективности использования бюджетных средств.
Муниципальный контроль финансов как функция управления ими является составной частью государственного контроля в системе управления финансами страны.
Более полно многогранность понятия муниципального финансового контроля отражает подход, рассматривающий контроль в узком и широком аспектах.
В широком аспекте данный вид финансового контроля является главной функцией управления территориальными образованиями. В узком же смысле муниципальный контроль финансов – это регламентированная деятельность субъектов, которая направлена на обеспечение целевого и эффективного использования денежных средств муниципалитетов.
На сегодняшний день имеются некоторые организационно-технические, кадровые и финансовые проблемы в работе контрольно-счетных органов муниципальных образований. В связи с этим остается актуальной проблема построения единой системы контрольных органов муниципалитетов.
Внешний муниципальный контроль финансовой сферы основан на следующих принципах:
- Федерализм, компетентность, плановость;
- Результативность, экономичность, сохранение гостайны, учет мнений общественных объединений и граждан;
- Целостность;
- Прозрачность деятельности, подотчетность перед населением, открытость обществу, гибкость;
- Комплексность действий, их концентрированность;
- Коллективность и гласность работы органов.
Реализация перечисленных принципов позволяет повысить эффективность управления финансами муниципальных образований, а также доверие граждан к власти. При этом осуществление принципов является и трудновыполнимой задачей на всей территории РФ, поскольку контрольно-счетные органы в разных регионах страны имеют разный правовой статус, численность, объемы финансирования, что оказывает прямое влияние на эффективность проведения внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.
Муниципальный финансовый контроль можно классифицировать по нескольким признакам.
Так, выделяется внутренний финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, региональными и территориальными органами исполнительной власти, и внешний, проводимый Счетной палатой и территориальными контрольными органами.
По предмету контроля муниципальный контроль финансов делится на формальный и контроль исполнения. При формальном контроле проверяется правильность и законность распределения средств бюджета. При контроле исполнения проверяется экономичность и эффективность расходования бюджетных средств.
По объекту контроля финансовый контроль делится на контроль участников бюджетного процесса и контроль субъектов хозяйствования. Участниками бюджетного процесса могут быть органы власти, органы управления внебюджетными фондами страны, распорядители и получатели бюджетных средств. Субъектами хозяйствования выступают бизнес-структуры и организации, использующие государственное имущество, получающие субсидирование, осуществляющие операции с бюджетными средствами.