Что такое государственное (муниципальное) учреждение?
Государственное (муниципальное) учреждение – это учреждение, осуществляющее некоммерческую деятельность, которое создается органами государственной или муниципальной власти для реализации комплекса управленческих, социально-культурных, научно-технических или прочих функций некоммерческого характера. Его деятельность, как правило, финансируется за счет финансовых ресурсов, выделяемых из бюджетов различных уровней на основании утвержденной сметы доходов и расходов.
Среди основных прав государственных организаций можно выделить следующие:
- получение и расходование бюджетных финансовых ресурсов своевременно и в размере, который в обязательном порядке утверждается бюджетной росписью;
- своевременное доведение различного рода уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
- получение компенсации +расходов, связанных с осуществляемой деятельностью, в случае недополученные финансирования.
Среди основных обязанностей государственных организаций можно выделить следующие:
- своевременная подача бюджетных заявок и прочей документации, которые бы подтверждали право на получение финансовых ресурсов из бюджета;
- эффективное расходование финансовых ресурсов, выделенных их бюджетов различного уровня, согласно с их целевого назначения;
- своевременный и полный возврат финансовых ресурсов, выделенных из соответствующего бюджета на возвратной основе;
- своевременное внесение платы за пользование бюджетными финансовыми ресурсами, выделенных на возмездной основе;
- предоставление соответствующих отчетов о расходовании полученных финансовых ресурсов в оговоренный срок.
Планирование финансовой деятельности в бюджетных учреждениях
В настоящее время существующая система планирования включает в себя формирование проекта сметы расходов и доходов бюджетного учреждения, который в обязательном порядке утверждается распорядителем таской сметы, а также исполнение утвержденной сметы в рамках лимитов бюджетных обязательств. Планирование выполняется согласно принятых статей бюджетной классификации посредством индексации фактических затрат, понесенных в прошлом финансовом году. Как правило, размер индексации принимают равным величине индекса инфляции, который принят в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Подобный порядок планирования дает возможность получать необходимые цифры для обеспечения непрерывной деятельности государственных и муниципальных учреждений. Стоит отметить, планируемые расходы никаким образом не связаны с достижением конкретных показателей реализуемой бюджетной организации деятельности. Таким образом, анализ и контроль возможен только путем сопоставления плановых и фактических показателей.
Финансовые ресурсы государственных и муниципальных организаций могут быть расходованы по следующим направлениям:
- оплата труда согласно подписанных трудовых договоров и нормативно-правовых актов, которые регламентируют размер заработной платы тех или иных категорий сотрудников, а также командировочные расходы;
- перечисление страховых взносов в соответствии с требованиями законодательства в государственные внебюджетные фонды;
- трансферты частным лицам, которые могут быть выплачены согласно федерального отечественного законодательства, законов отдельных субъектов РФ и т.д.
- оплата поставленных товаров и оказанных услуг согласно подписанных контрактов.
Стоит отметить, что система сметного планирования, которая в большей степени базируется на затратном принципе, создает трудности на пути совершенствования управления бюджетными финансовыми ресурсами, что в значительной степени предопределяет необходимость ее трансформации.
Отечественный опыт свидетельствует о том, что состав большей доли расходов государственных и муниципальных организаций предопределен ранее утвержденными нормативными актами, подписанными контрактами, сложившимся фондом оплаты труда. Такие расходы (бюджетные обязательства) называются действующими. Подобные обязательства в обязательном порядке должны быть включены в проект бюджета, их достаточно легко обосновать. Стоит отметить, что для существенной корректировки величины действующих обязательств необходимо внесение изменений в действующее законодательства.
В то же время существуют расходные обязательства, которые возникают многократно или однократно, при этом, как правило, одновременно с принятием соответствующего законодательного и нормативного акта. Примером может служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в государственные и муниципальные организации. Такие расходы (бюджетные обязательства) называются принимаемыми. Обоснование подобных бюджетных обязательств в обязательном порядке потребует тщательной проработки.
Основное внимание должно быть уделено исследованию плана принимаемых расходных обязательств, при этом данный план, как правило, рассматривается после принятия плана действующих обязательств либо после их сокращения.
При планировании бюджета государственных и муниципальных учреждений используются следующие понятия:
- текущий год, т.е. год в котором формируется план;
- очередной год, т.е. год, следующий за текущим;
- отчетный год, т.е. год, который предшествует текущему;
- отчетный период, т.е. год, который предшествует отчетному, отчетный год, текущий год;
- плановый период, в рамках которого выделяют очередной год и последующие 2 года.
- субъекты бюджетного планирования, которые представляют собой федеральные министерства, службы и агентства, которые вправе распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
- бюджет субъекта бюджетного планирования, под которым понимают общий объем расходов субъекта.
Стоит отметить, что бюджет государственных и муниципальных учреждений формируется на плановый год, таким образом, план на очередной финансовый год выступает в качестве составляющей ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед финансового плана.