Сущность финансового планирования
Финансовое планирование в государственных (муниципальных) учреждениях – это процесс определения источников доходов и направлений расходования денежных средств государственного (муниципального) учреждения в целях обеспечения его деятельности и реализации возложенных на него функций (оказания услуг, выполнения работ).
Финансовое планирование – неотъемлемый элемент процесса управления финансами.
Под планированием понимают определение направлений будущей деятельности для достижения поставленных целей при определенных возможностях и условиях.
Между планированием и прогнозированием есть неразрывная связь. Это связано с тем, что прогноз выступает как отражение поиска реальных и экономически оправданных решений, оформленное в документальной форме.
В государственных (муниципальных) учреждениях планирование входит в состав финансово-хозяйственной деятельности. Ее эффективность в значительной степени определяется тем, насколько обоснованно принимаются и подготавливаются решения, затрагивающие различные сферы функционирования организации. Реформирование бюджетного процесса привело к тому, что финансовое планирование стало значительно влиять на результативность осуществления доходной и расходной частей региональных и федерального бюджетов. Для нормальной работы системы управления финансами государственного (муниципального) учреждения принимаемые решения должны быть взвешенными, скоординированными и оперативными. Повысить эффективность системы финансового управления в учреждении можно путем составления финансовых планов и формирования бюджета организации, а также пристального контроля за его исполнением.
Финансовое планирование может быть определено как процесс анализа инвестиционной и финансовой политики, прогнозирования результатов их реализации и последствий влияния на экономическое окружение.
Финансовое планирование складывается из решений по управлению формированием, перераспределением, использованием финансовых ресурсов, которые оформляются в виде детализированных финансовых планов.
Объект финансового планирования в государственном (муниципальном) учреждении – это финансовые и прочие ресурсы организации, денежные потоки.
Субъект финансового планирования – руководители, организационные структуры и службы учреждения, а также вышестоящие органы управления.
Особенности осуществления финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях
При планировании деятельности государственных (муниципальных) учреждений осуществляется разработка и постановка целей, на которые ориентируется учреждение, в виде прогнозных или плановых показателей, в частности, доходов и расходов, а также финансовых результатов, которые данное учреждение должно достигнуть за плановый период.
Государственные (муниципальные) учреждения составляют план для того, чтобы:
- грамотно спланировать поступления денежных средств на счет и их последующее рациональное расходование,
- вычислить финансовые показатели и проанализировать их сбалансированность,
- спланировать мероприятия, способствующие росту эффективности расходования средств организации,
- предотвратить формирование просроченной кредиторской задолженности,
- обеспечить эффективность управления доходами и расходами.
Государственные учреждения, которые финансируются им полностью или частично, создаются для того, чтобы осуществлять управленческие, социально-культурные и иные некоммерческие функции.
При этом для государственных (муниципальных) учреждений формируется государственное (муниципальное) задание.
Государственное (муниципальное) задание – это документ, который устанавливает требования к составу, содержанию, объему, качеству, порядку, результатам, условиям оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) работ.
Практика формирования государственных заданий была введена в 2009 году. Это позволяет осуществлять бюджетное планирование при оказании государственных услуг в увязке объема и качества услуг, с одной стороны, и объема бюджетных ассигнований, с другой. Также использование государственных заданий способствовало принципиальному переходу: если раньше велось финансирование бюджетных и автономных учреждений, то теперь – финансирование оказываемых услуг.
Законодательство РФ содержит указание на обязательное планирование автономными и бюджетными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Они должны закреплять порядок ведения этой деятельности в отдельном документе.
Под финансово-хозяйственной деятельностью понимают совокупность управленческих решений, которые связаны с планированием и распределением расходов и доходов хозяйствующего субъекта и базируются на нормах права, требованиях, предписаниях и рекомендациях компетентных органов власти.
Бюджетные и автономные учреждения осуществляют деятельность на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ должен отвечать требованиям открытости и доступности.
План финансово-хозяйственной деятельности включает следующие части:
- заголовочная часть. В ней описываются характеристики организации, единицы измерения и временные промежутки. Здесь же обозначаются сведения о самом документе – наименование, дата формирования, плановый период,
- содержательная часть. Она содержит характеристику финансово-хозяйственной деятельности, включая перечень оказываемых услуг, сведения об имуществе организации,
- оформляющая часть. Служит для детализации участников процесса планирования, разграничения зон ответственности между должностными лицами.