Структурная трансформация экономики и обеспечение стабильности экономических условий
Основные направления деятельности Министерства финансов РФ - это комплексы мероприятий, направленных на достижение ключевых целей в сфере финансов.
Одной из ключевых целей деятельности Министерства финансов является осуществление структурной экономической трансформации и поддержание стабильности экономических условий. Ожидается, что при достижении этой цели зависимость экономики от внешней конъюнктуры будет снижена. Финансовые, экономические и социальные условия должны стать предсказуемыми. Будут созданы условия, позволяющие достичь национальные цели развития, а система государственных финансов обретет долгосрочную устойчивость.
Благодаря тому, что в последние годы бюджетная политика проводилась на основе бюджетных правил, зависимость государственных финансов и экономики от конъюнктуры рынков сырья снизилась. Были сформированы условия, обеспечивающие предсказуемость финансовых, экономических и социальных условий.
В результате проведения бюджетной и экономической политики сложилась структура экономики, избавленная от макроэкономических дисбалансов, с низкой степенью зависимости от состояния внешней конъюнктуры, укрепленным финансовым сектором и конкурентоспособным реальным сектором. Это позволило создать надежную основу для достижения экономического роста, сбалансированного развития экономики и расширения её потенциала.
Изменения, принимаемые в налоговой сфере, направлены на безусловное исполнение государственных социальных обязательств и аккумулирование ресурсов для реализации целей национального развития. Фиксация новых условий производится на долгосрочную перспективу, что гарантирует их предсказуемость и стабильность.
Действующие государственные программы ориентированы в первую очередь на цели национального развития. Дополнительные бюджетные ресурсы направляются на:
- улучшение качества и повышение доступности здравоохранения и образования,
- создание комфортной современной инфраструктуры,
- усиление экономической конкурентоспособности,
- повышение уровня жизни населения.
Улучшение конкурентной среды и условий ведения бизнеса
За счёт сокращения доли теневого сектора экономики и формирования условий для справедливой конкуренции ожидается повышение собираемости доходов. Планируется создавать комфортные условия для развития малого предпринимательства в рамках правового поля. Отечественный бизнес должен быть переведён в национальную юрисдикцию, капитал - возвращен в российскую экономику. При этом будет повышена прозрачность системы формирования бюджетных доходов, обеспечена доступность и надежность информации о финансах.
На протяжении нескольких лет ведется работа по созданию единого информационного пространства по вопросам администрирования доходов:
- создается национальная система отслеживания товаров по данным таможенных деклараций, сведений контрольно-кассовой техники и системы контроля уплаты налога на добавленную стоимость,
- совершенствуется нормативно-правовая база, отрабатываются процедуры обмена налоговой информацией в автоматическом режиме между регионами и странами.
Чтобы создать комфортные условия для развития малого предпринимательства, был введён новый налоговый режим для самозанятых. Он способствует выводу из тени лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Усиливается контроль за деятельностью аудиторских организаций, в первую очередь - обслуживающих общественно-значимых клиентов. Это способствует повышению доверия к бухгалтерской финансовой отчётности. Параллельно ведется работа по сближению национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчётности.
Обеспечение справедливого распределения национального дохода путем повышения эффективности управления расходами бюджета
Следствием повышения эффективности управления бюджетными расходами должно стать высвобождение ресурсов, которые используются недостаточно эффективно. Высвобожденные ресурсы будут перенаправлены на решение задач с высоким приоритетом. В сфере контрактной системы будет повышена прозрачность, созданы условия для справедливой конкуренции. Также будет обеспечена взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и налоговыми расходами и результатами их применения.
Чтобы повысить стратегическую эффективность, осуществляются следующие меры:
- формируется подсистема управления национальными проектами;
- консолидируются расходы, направленные на осуществление государственной политики в рамках государственных программ;
- разрабатываются критерии отнесения к государственным программам и непрограммным направлениям деятельности федеральных бюджетных расходов;
- разрабатываются общие требования к оценке эффективности налоговых расходов. Затем на их основе формируются индивидуальные методики оценки эффективности;
- развиваются практики инициативного бюджетирования.
Для обеспечения операционной эффективности предполагается:
- проводить обзоры бюджетных расходов по шести ключевым направлениям (сферам);
- оптимизировать процедуры государственных закупок, разрабатывать единый формат документов, наполнения и ведения каталогов товаров (работ или услуг) для муниципальных и государственных нужд;
- формировать реестры функций и полномочий ФОИВ и перечни функций ФОИВ, не относящихся к публично-властным и подлежащих централизации (специализации) или передаче на аутсорсинг;
- создать в Федеральном казначействе единый центр компетенций, отвечающий за бюджетный учет и формирование бюджетной и прочей отчетности;
- унифицировать правовые основания осуществления расходов федерального бюджета на капитальные вложения;
- совершенствовать управление остатками средств на едином счете федерального бюджета.