Финансовая система Германии
Финансовая система — это одна из форм организации финансовых отношений между всеми участниками воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению внутреннего валового продукта.
Финансовая система Германии на сегодняшний день состоит из бюджетов трех уровней, а также специализированных фондов правительства и различного рода государственных учреждений.
Формирование бюджетов осуществляется в большей степени за счет поступления налоговых платежей. Стоит отметить, что прямые налоги в ФРГ преобладают и их поступления превышают поступления от косвенных налогов практически в два раза. Для примера. Так, например, в РФ косвенные налоги дают большую часть поступлений в бюджет государства.
Значительная доля бюджетных средств Германии направляется на социальное обеспечение граждан. На втором месте затраты, связанные с развитием национальной экономики, обеспечение национальной безопасности, после чего идут расходы на научную деятельность и образование и т.д.
Современная немецкая финансовая система сформирована таким образом, что она в полной мере соответствует проводимой правительством политике социальной рыночной экономики, в рамках которой особое внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию достойного уровня жизни граждан Германии.
В состав немецкой финансовой системы входят федеральный бюджет, а также бюджеты 16 земель, общин, различного рода специализированные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), учреждений государства, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. В рамках такой финансовой системе вся территория Германии разбита на так называемые финансовые округа. При этом в качестве некоторого связующего звена между федеральным бюджетом Германии и бюджетами земель выступают высшие финансовые дирекции, которые объединяют группу финансовых округов.
Стоит отметить, что формально все звенья бюджетной системы Германии характеризуются высоким уровнем автономности, т. е. они самостоятельно формируют бюджет, занимаются сбором налогов и прочих обязательных платежей, направляют финансовые ресурсы на выполнение функций, которыми наделены.
На сегодняшний день бюджет страны выступает в качестве главенствующего звена немецкой финансовой системы, при этом его структура и в целом бюджетный процесс в полной мере соответствует федеративному характеру государственного строя Германии. В государственный бюджет входят доходы и расходы всех трех уровней административного управления – федерации, который представлен государственным федеральным бюджетом, земель, который представлен различного рода региональными бюджетами, и общин, который представлен местными бюджетами. Консолидированный государственный бюджет формируется посредством суммирования расходов и доходов бюджетов всех уровней, за вычетом осуществляемых межбюджетных трансфертов, которые, в свою очередь, представлены субсидиями и дотациями.
Финансовый год в рамках немецкой финансовой системы совпадает с календарным, т.е. начинается 1 января и завершается 31декабря.
Финансовый рынок Германии
Среди наиболее крупных институтов финансового рынка Германии можно выделить следующие:
- коммерческие банковские структуры;
- кооперативные кредитные институты;
- различного рода общественно-правовые кредитные институты, наибольший удельный вес среди которых занимают сберегательные кассы и жироцентрали.
Немецкие коммерческие банковские структуры в большей степени нацелены на увеличение размеров получаемой прибыли. В то же время кооперативные банковские институты ориентированы на содействие своим членам, например, в области кредитования и накопления. Сберегательные институты в обязательном порядке должны предоставлять кредиты гражданам регионов, в рамках которых такие структуры функционируют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банковские учреждения.
В послевоенный период произошла постепенная трансформация кредитных кооперативов в универсальные банковские учреждения, были сняты наложенные ранее ограничения на осуществление ими различными родами банковских операций. Таким структурам было разрешено расширение клиентского круга, не ограничивая его исключительно членами кооператива. В результате появились первые корпоративные банковские структуры, основным отличием которых от привычных коммерческих банков остается только преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и накоплениях, а также то, что в руководстве таких финансовых учреждений преобладают группы лиц, которые представляют интересы их членов.
Под жироцентралями понимают централизованные кредитные институты сберегательных касс. Они реализуют платежный оборот сберегательных касс между регионами, а также управление их ликвидными ресурсами, различного рода ценными бумагами и т.д.
В качестве еще одной группы финансовых институтов Германии можно рассматривать специализированные организации, ограниченные в своем функционале. Их количестве значительно меньше числа универсальных банковских структур. Также достаточно продолжительный период времени можно наблюдать уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Важнейшую роль среди них играют институты «реального» кредита, под которой в современной Германии подразумевает кредитование различными формами реального обеспечения, т. е. залога, заклада недвижимости, товарно-материальных ценностей и финансовых инструментов, акций и т.д.
Отдельная группа финансовых институтов сформирована кредитными учреждениями, которые предоставляют так называемую рассрочку. Они появились на территории Германии в 20—30-х годах XX в. Подобное кредитование с рассрочкой платежа предоставляется в большей части частным лицам (в большинстве случаев в наличной форме), а также небольшим хозяйствующим субъектам.