Что такое налоги?
Налоги - это платежи обязательного характера, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов, частных лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или в муниципальные бюджеты.
На современном этапе развития без налогов не может обойтись ни одно государство, а появились они после разделения общества на классы и возникновения государства как отдельного общественного института. На сегодняшний день налоги необходимы государству для формирования доходной части государственного бюджета, за счет финансовых ресурсов которого в дальнейшем финансируются расходы на обеспечение экономического роста, проведение различного рода социально-культурных мероприятий, а также содержание аппарата государственного управления. Можно сказать, что в налогах отражена экономическая база существования государства.
Налоговые платежи можно назвать одной из специфических форм финансовых отношений между государством, отдельными экономическими единицами, домохозяйствами, частными лицами и т.д. Подобные отношения могут возникать в связи с перераспределением некоторой доли стоимости национального дохода и формированием государственного фонда централизованных финансовых ресурсов. Стоит отметить, что подобные отношения нельзя назвать равноправными, они в большей степени являются односторонними, так как в этих отношениях государства выступает в качестве основного решающего лица, а налогоплательщики лишь играют роль пассивных исполнителей. Специфичность подобных отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов, так как они принудительно взимаются у определенных групп населения, во-вторых, в безвозвратности, несмотря на то, что большая часть собранных налогов, как правило, направляется на развитие народного хозяйства, проведение различного рода социально-культурных и прочих мероприятий, таким образом возвращаются плательщикам косвенным способом.
Существуют федеральные и региональные налоги, в зависимости от того, на каком уровне происходит взимание налогов.
Региональные налоги на сегодняшний день устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законодательными актами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории данного субъекта. Органы власти субъектов вправе устанавливать обоснованные налоговые ставки по таким налогам, а также предоставлять различного орда налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, вносить различного рода изменения и дополнения в законодательство субъекта РФ. Таким образом, реализуя налоговую политику в рамках полученных полномочий, региональные власти способны в случае необходимости оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, реализация которых позволяет решать на текущий момент времени проблемы социально-экономического и финансового развития региона.
Осуществление обоснованной и эффективной налоговой политики можно назвать одним из наиболее важных условий достижения экономического роста. Стимулирование экономической активности должно способствовать увеличению налоговых доходов бюджета, что позволяет решать наиболее приоритетные задачи социально-экономического характера, которые стоят перед властями региона.
Таким образом, реализуемая налоговая политика, которая проводится региональными органами власти, является одним из наиболее эффективных инструментов достижения экономической стабильности субъектов федерации.
Проблемы взимания налогов субъектами РФ и пути их решения
На сегодняшний день действующие законодательные и нормативно-правовые акты в значительной степени ограничивают налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ. Таким образом, региональные и местные налоги способны покрыть только 15 % расходов региональных и местных бюджетов, в то время как уровне федерального бюджета остаются наиболее собираемые налоги, например, НДС и различного рода акцизы.
Регионам остаются трудно контролируемые и собираемые налоги, что и формирует основную проблему взимания налогов в населения
Реформирование регионального налогообложения на современном этапе должно быть реализовано с учетом опыта развитых государства, в которых система региональных налогов в значительной степени, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в сфере расширения перечня региональных налогов позволит в существенной степени увеличить собираемость налогов на, а более низкие ставки создадут благоприятный режим для налогоплательщиков.
Региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в том числе:
- снижение налоговых поступлений в бюджеты субъектов из-за отмены большей части налогов и обязательных платежей регионального уровня;
- ограниченность полномочий региональных властей;
- многочисленные затраты, связанные с судебными разбирательствами по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.
Для решения перечисленных проблем необходимо важно поработать увеличения доходности регионального государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Также на законодательном уровне необходимо закрепить следующие положения:
- правила разграничения конкурирующих компетенций федерации и субъектов;
- принцип субсидиарности в финансовых взаимоотношениях между бюджетами различных уровней;
- основы бюджетного выравнивания, а именно: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств;
- механизм участия субъектов федерации в формировании региональной политики.