Понятие налогов
Налог - это платеж обязательного характера, вносимый в бюджеты разного уровня в определенных на законодательном уровне размерах и в установленные сроки. Комплекс различных видов налогов, исчисление которых базируется на определенных принципах, и формирует государственную налоговую систему.
Стоит отметить, что налоговая система появилась с возникновением государства. На ранних этапах развития государственных органов управления в качестве первоначальной формы налогообложения следует рассматривать приношение жертвы. Жертвоприношение носило в большей степени не добровольный, а принудительный порядок, являлось в некотором роде неписанным законом, поэтому его можно считать первой формой налогообложения населения.
По мере развития государства налоговая система также развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах получила признание и широкое распространение так называемая бюджетная концепция, которая базировалась на том, что поступления в форме налоговых платежей являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы. Увеличение налогового бремени способствует увеличению доходов бюджета государства исключительно до определенного предела, т. е. до тех пор, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом доля национального производства страны. В момент, когда такой предел будет превышен, повышение налоговой ставки будет способствовать не увеличению, а исключительно сокращению размеров бюджетных доходов.
На современном этапе развития отечественная налоговая система базируется на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямыми налогами облагается доход или имущество налогоплательщиков, косвенные же, как правило, выступают в форме некоторого рода надбавки на цену товара или тарифа на услуги и также в обязательном порядке оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении финансовые отношения возникают между государством и непосредственным налогоплательщиком, который вносит плату в бюджет государства; при косвенном – в качестве субъекта налогообложения следует рассматривать продавца товара (услуги), который играет роль посредника между государством и плательщиком.
Прямые налоги также можно разделить на две группы, а именно: на реальные, которые уплачиваются с определенных видов имущества, и личные, которыми облагаются хозяйствующие субъекты и частные лица в соответствии с поданными налоговыми декларациями.
Стоит отметить, что некоторые прямые налоги уплачивают исключительно частные лица, другие - только хозяйствующие субъекты, а третьи - и частные лица, и компании.
Роль налогов в выравнивании доходов населения
На современном этапе развития регулирование доходов населения государством можно назвать одним из механизмов участия государства в процессе распределения национального дохода, который выступает в качестве некоего связующего элемента между воспроизводственной фазой и фазой потребления. Таким образом, при оценке эффективности системы регулирования доходов в обязательном порядке необходимо учитывать непосредственное влияние реализуемых государством в данной сфере программ как на экономическое развитие государства, так и на рост благосостояния граждан. При изучении влияния государства на распределение доходов и его роли в снижение уровня бедности в стране, необходимо помнить, что перераспределение доходов – явление неоднозначное, ибо воздействие так называемых бюджетах трансфертов носит искажающий характер, что связано с тем, что индивидуальные стимулы к труду трудоспособных получателей трансфертов, как правило, изчезают.
Использование налогообложения можно назвать одним из экономических способов обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами отдельных бизнесменов, хозяйствующих субъектов и экономических единиц, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы организации.
На современном этапе развития государство оказывает непосредственное воздействие на склонность к потреблению или инвестированию посредством использования системы налогообложения, нормы процентных ставок, а также через расширение традиционных функций государства. Сбережения в экономике не всегда равны размеру инвестиций, то есть не всегда вкладываются в производство. Не соответствие между сбережениями, доходами населения и инвестициями в большинстве случаев приводит к разбалансированности на макроуровне, при этом для восстановления экономического равновесия следует идти не от производства, а от спроса, так как именно он играет особую роль в обеспечении загрузки производственных мощностей. Именно управление спросом было положено в основу государственной политики регулирования доходов.
Так, например, в период кризиса и не сбалансированности рыночного механизма, когда для частного капитала в полной мере не ясны перспективы получения прибыли, государство в обязательном порядке в целях оживления спроса должно увеличить капитальные вложения, что запускает механизм мультипликатора. Основным критерием успеха подобной стабилизационной политики государства можно назвать стимулирование платежеспособного спроса. Для стабилизации необходимо реализовывать политику перераспределения доходов в пользу тех слоев населения, которые характеризуются наибольшей склонностью к потреблению. В состав таких групп, как правило, входят наемные работники и предприниматели, реализующие инвестиционные вложения.