Межбюджетные отношения – это взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, которое заключается в формировании и исполнении соответствующих бюджетов.
Общие сведения о межбюджетных отношениях
Неотъемлемой частью бюджетной системы любого государства являются межбюджетные отношения. Их наличие обусловлено выделением нескольких уровней, на которых формируются и исполняются бюджеты. Напомним, бюджетом называют форму образования и расходования денежных средств, которую применяют в целях финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.
В соответствии с административно-территориальным делением страны бюджетная система, т.е. совокупность всех бюджетов государства, подразделяется на несколько уровней (как правило, от двух до четырех). Эти уровни обычно выстраиваются в иерархическом порядке – один уровень подотчетен другому уровню.
Действующим бюджетным и налоговым законодательством за каждым бюджетом (уровнем бюджетной системы) устанавливается, с одной стороны, перечень доходных источников, а с другой стороны, реестр расходных обязательств (т.е. обязательств по совершению действий, что требует использование финансовых ресурсов). Отсюда и проистекает необходимость в наличии и развитии межбюджетных отношений.
Во-первых, бюджеты не всех публично-правовых образований оказываются сбалансированными. Т.е. объём получаемых доходов может оказаться недостаточным для того, чтобы произвести расходы. Возникает ситуация дефицита бюджета. Чтобы его покрыть инициируют межбюджетные трансферты – один бюджет предоставляет денежные средства другому бюджету.
Во-вторых, между уровнями государственного управления и, соответственно, бюджетной системы могут перераспределяться расходные обязательства (полномочия). Как правило, это перераспределение приобретает форму передачи полномочий с вышестоящего на нижестоящий уровень. Но, чтобы эти полномочия были успешно реализованы, вместе с ними из вышестоящего бюджета в нижестоящий передаются денежные средства, которым предписано строго целевое назначение. Данная передача также оформляется межбюджетными трансфертами, которые составляют основу межбюджетных отношений.
Особенности организации системы межбюджетных отношений в России
Действующая в настоящее время в России система межбюджетных отношений, прежде всего, регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, который был принят 31 июля 1998 года и вступил в действие 1 января 2000 года. Этот законодательный акт неоднократно подвергался изменениям в процессе реформирования системы межбюджетных отношений. В частности, на это были направлены меры по реализации Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года и Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений (2006-2010 гг.).
Современная система межбюджетных отношений в России базируется на следующих принципах:
- принцип распределения и закрепления на постоянной основе за определенными уровнями бюджетной системы России расходных полномочий;
- принцип распределения и закрепления на постоянной основе за определенными уровнями бюджетной системы России доходных источников;
- принцип равенства бюджетных прав федерального центра, регионов и муниципальных образований;
- принцип равенства всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации во взаимоотношениях друг с другом;
- принцип регулярного выравнивания бюджетной обеспеченности (соответствия собственных доходов расходам) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Обеспечение бесперебойного функционирования системы межбюджетных отношений заключается в действии на всей территории страны единого порядка уплаты налогов и единых методик по расчету затрат, направляемых на предоставление государственных услуг и на оказание помощи территориальным бюджетам. Благодаря этой системе органы государственной власти и местного самоуправления достигают ряд целей, а именно:
- выравнивание бюджетной обеспеченности административно-территориальных образований страны;
- стимулирование роста налогового потенциала территорий;
- профилактика случаев недостаточного финансирования на местном уровне ключевых бюджетных услуг;
- финансовое управление региональным и муниципальным развитием.
Основными разновидностями межбюджетных трансфертов, которые во многом характеризуют современную систему межбюджетных отношений в России, являются:
- дотации – это денежные средства, которые бюджет одного уровня бюджетной системы предоставляет бюджету другого уровня на условиях безвозмездности и безвозвратности для покрытия текущих расходов;
- субсидии – это денежные средства, которые бюджет одного уровня бюджетной системы предоставляет бюджету другого уровня в целях софинансирования совместных расходных полномочий;
- субвенции – это денежные средства, которые бюджет одного уровня бюджетной системы предоставляет бюджету другого уровня для строго целевого использования; в случае неиспользования в течение финансового года этих средств они подлежат возврату;
- иные межбюджетные трансферты – это денежные средства, которые бюджет одного уровня бюджетной системы предоставляет бюджету другого уровня в иных формах и на иных условиях, не соответствующих требованиям дотаций, субсидий, субвенций, но не противоречащих текущему законодательству.
Таким образом, в Российской Федерации сформировалась развитая система межбюджетных отношений, которая, с одной стороны, позволяет нивелировать недостатки действующей бюджетно-налоговой системы страны, что выражается в недостаточной бюджетной обеспеченности территорий, а с другой стороны, стимулирует региональные и местные органы власти увеличивать количество и объемы собственных доходных источников.