Лизинговые рынки
Роль лизинговых операций в экономике государства складывалась под воздействием некоторых факторов, к которым необходимо отнести:
- Существование налоговых льгот для участников лизинга,
- Степень развития банковской и финансовой сферы,
- Отраслевую структуру экономики и уровень изношенности основных фондов.
В современных условиях можно наблюдать значительную разницу в структуре объёмов нового бизнеса между Россией и европейскими странами.
Двигателем лизингового рынка Европы является сфера пассажирского транспорта, а в нашей стране преобладающим является сегмент “big ticket” (железнодорожный транспорт и техника, авиационное оборудование, суда).
Состав лизинговых рынков
Российский рынок лизинговых компаний можно сегментировать на следующие группы:
- государственные компании (6,5% рынка),
- компании, относящиеся к группе банков (51,4%),
- компании, которые относятся к промышленной группе (8,9%),
- независимые лизинговые организации (33,2%).
Более рыночно ориентированными можно считать независимые лизинговые компании по причине их гибкости и динамике при решении всех появляющихся в процессе согласования лизинговых сделок вопросов, быстроты реакции на возникающие рыночные изменения, универсальность при выборе поставщиков и отраслевая диверсификация.
Рыночному ориентированию лизинговых компаний, которые входят в банковскую группу, может препятствовать необходимость строгого подчинения стандартам банков, отсутствия гибкости и оперативного принятия решений, что может быть итогом финансовой зависимости от банков.
В лизинговых компаниях, которые входят в промышленные группы, можно наблюдать установку жёстких границ в деятельности, которые могут выражаться в ассортиментных ограничениях при выборе предмета лизинга, в отсутствии инициативы при развитии продуктового предложения и внедрения лизингового продукта. Государственная лизинговая компания часто предъявляет завышенные и жесткие требования к лизингополучателям, они ставят ограничения по ассортименту в рамках одной отрасли, а также имеют длительные сроки принятия решения по лизинговым сделкам.
Ведущим элементом рынка лизинга в Росс является автолизинг.
В результате изменения состава рынка лизинга в нашей стране, он стал тяготеть в долгосрочной перспективе к моделям рынка, распространенным в в развитых государствах. Прежде всего это проявилось увеличением доли розничных сегментов. При анализе моделей рынка легкового автолизинга в Европейском Союзе и США можно заметить, что в системе автопродаж по каналам присутствует уменьшение доли прямых продаж и растет реализация путем операционного лизинга.
Развитое продуктовое предложение лизинговых организаций в Европе в области автолизинга для корпоративных клиентов состоит из полнофункциональной лизинговой услуги и управления парком автотранспорта. При этом последующий рост рынков автолизинга развитых государств должен быть направлен на предоставление дополнительного сервиса и развития в сфере услуг страхования.
На сегодняшний день операционный лизинг является нишевым продуктом, но на перспективу 2-3 лет он может стать одним из драйверов рынка лизинга.
Этой ситуации должны способствовать следующие факторы:
- снижение экономического преимущества финансового лизинга в процессе перемен в налоговом законодательстве,
- большая закредитованность крупных клиентов,
- связь с международными стандартами учета,
- отсутствие дополнительной долговой нагрузки,
- постепенный рост компетенций в области оперативного лизинга у лизингодателей России,
- возрастание объёма государственной поддержки лизинга и отдельных отраслей (транспорта, машиностроения, судостроения и др.).