Сущность кредитной политики
Кредитная политика корпорации – это система управленческих решений, в состав которой входят условия и сроки предоставления корпорацией товарного (коммерческого) кредита своим контрагентам, порядок инкассации дебиторской задолженности, разработка системы скидок для покупателей.
В финансово-кредитном словаре кредитная политика определяется как одна из частей финансовой политики компании, которая отражает комплекс мер в сфере работы с покупателями и поставщиками. В зарубежной научной литературе кредитная политика определяется как один из методов, последовательно связанных между собой действий при кредитовании контрагентов.
Кредитная политика в качестве одного из внутренних нормативных актов корпорации должна приниматься на один календарный год, по завершении которого в обязательном порядке уточняются цели и задачи, новые подходы и условия кредитования.
В кредитной политике любой компании отражаются задачи и приоритеты реализуемой деятельности. Если говорить о содержательной стороне кредитной политики корпорации, то можно выделить различные ее направления.
Содержание кредитной политики компании определяет:
- цели кредитной политики;
- тип кредитной политики;
- стандарты анализа покупателей, т.е. методика формирования наиболее важных критериев оценки платежеспособности покупателя, методика формирования рейтинга контрагентов;
- система кредитных условий, в рамках которой определяются кредитные условия, сроки возможной отсрочки платежа по договорам по каждому отдельному покупателю, установление даты возникновения процентов за предоставление товарного кредита и т.д.
- порядок взыскания, урегулирования и рефинансирования просроченных задолженности;
- отделы, управления, которые принимают непосредственное участие в управлении дебиторской задолженностью покупателей.
Большинство компаний в качестве цели кредитной политики принимают обеспечение оборачиваемости и качества дебиторской задолженности, увеличение рыночной стоимости бизнеса компании. Однако, можно выделить и прочие цели кредитной политики корпорации, среди которых:
- увеличение уровня дохода от осуществления основного вида деятельности;
- обеспечение роста объемов продаж в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- снижение уровня сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности валовом объеме ДЗ.
В значительной доле случаев причиной возникновения неоплаченных долгов или, иначе говоря, формирования сомнительной дебиторской задолженности, является отсутствие в компании четкой, осознанной понятной для сотрудников организации политики по отношению к выдаче товарных кредитов. Следствием этого является отсутствие четких методик работы с дебиторами хозяйствующей единицы. Политика в отношении работы с дебиторской задолженностью определяется стратегией работы корпорации на рынке, позволяет сформировать в некотором роде уникальную ценность ее продукции.
Стоит отметить, что в некоторых случаях изменение маркетинговой стратегии способно решить и проблему дебиторской задолженности.
Однако, для эффективного функционирования корпорации, которая применяет механизм товарного кредита при сотрудничестве покупателями, необходимо формирование полноценной и эффективной кредитной политики.
Одним из первых шагов на пути формирования основных принципов кредитной политики можно назвать осуществление анализа текущего уровня дебиторской задолженности в кампании, его динамики на протяжении прошлых отчетных периодов. Подобный анализ базируется на оценке показателей оборачиваемости, загрузки и длительности оборота, выраженного в днях.
Особенности кредитной политики корпорации
Полученные в итоге анализа дебиторской задолженности результаты помогут руководству или ответственным менеджерам компании более обоснованно ответить на следующие вопросы, которые имеют важнейшее значение при разработке кредитной политики корпорации:
- Каковы причины предоставления корпорацией товарного (коммерческого) кредита своим партнерам? То есть каковы цели и достигнуты ли они в полной мере?
- Какие проблемы могут возникать у корпорации при предоставлении товарного кредита? Насколько обоснованы усилия по преодолению потенциальных проблем относительно выигрыша, который получает корпорации от предоставления подобных условий расчета своим партнерам?
- Каковы потенциальные последствия для корпорации непредставления своим покупателям отсрочки платежа? Какие мероприятия необходимо предпринять для отказа от предоставления подобных условий?
В некоторых случаях, анализируя полученные ответы на перечисленные вопросы, руководство и ответственные менеджеры компании находят варианты, в значительной мере увеличивающие эффективность деятельности кооперации и оптимизации ее взаимодействия с клиентской базой.
В случае, если корпорация принимает решение о работе с товарным (коммерческим) кредитом, то важно определить и зафиксировать позицию корпорации по следующим вопросам:
- Каким партнерам, и на каких условиях можно предоставить условия отсрочки? По каким признакам необходимо отбирать контрагентов, претензии которых на предоставление таких условий являются необоснованными? Важно сформировать и утвердить формальные критерии, по которым работники организации смогут определять ту группу, к которой можно отнести того или иного покупателя;
- На какую сумму корпорация может предоставить товарный кредит? При этом важно установить размеры и сроки кредита для каждой группы покупателей, установить соответствующие лимиты.
- Установить способ инкассирования долга – внутренний или внешний.
- Проанализировать возможность и необходимость страхования дебиторской задолженности.
Кроме того, в разрабатываемой кредитной политике важно четко прописать зону персональной ответственности работников по работе с товарным кредитом, порядок возникновения и перехода зоны ответственности.