Что такое корпоративные облигации?
Корпоративная облигация – это разновидность ценных бумаг, удостоверяющая возникновение отношений займа между ее владельцем, который выступает в роли кредитора, и лицом, выпустившим такую облигацию, который выступает в роли заёмщика.
Как правило, в качестве эмитента выступают крупные холдинги, небольшие акционерные общества, организации прочих организационно-правовых форм собственности.
Среди важнейших характеристик облигации на сегодняшний день выделяют:
- стоимостную оценку,
- купон,
- временной период обращения.
Корпоративные облигации характеризуются нарицательной ценой, которая называется номиналом облигации, и рыночной стоимостью. Номинальная стоимость облигации отражает сумму, которая берется взаймы и в обязательном порядке должна быть возвращена в оговоренный срок (срок обращения облигации). Таким образом, номинальной стоимостью можно назвать базовую величину для расчета доходности облигации.
Процент купона, начисляемого по облигации, устанавливается по отношению к номиналу, а изменение стоимости облигации за определенный период можно рассчитать, как разницу между номинальной стоимостью и рыночной стоимостью приобретения такой ценной бумаги. В большинстве случаев облигации выпускаются с достаточно высокой номинальной стоимостью. Эмиссия таких облигаций, как правило, ориентирована на богатых инвесторов. Именно этим облигация отличается от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их большим количеством инвесторов.
Стоит отметить, что для акций компаний номинальная стоимость является довольно условной величиной – они и реализуются, и приобретаются на фондовом рынке преимущественно по цене, которая никак не привязана к номинальной стоимости и в большей степени ориентирована на рыночную цену, в то время как для облигаций номинальная стоимость выступает в качестве важнейшего параметра, величина которого остается неизменной на протяжении всего периода обращения. Именно по номинальной стоимости облигации происходит ее погашение по окончании срока ее обращения.
С момента выпуска облигаций и до момента погашения они обращаются на фондовых рынках по рыночной стоимости. Стоит отметить, что рыночная цена в момент размещения облигации может быть ниже номинальной, равна номиналу и превышать его величину. После размещения цена облигаций устанавливается на основании ситуации, которая сложилась на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту реализации, а также двух важнейших элементов облигационного займа, к которым относят:
- перспективу получить при погашении номинальную стоимость облигации (при этом чем ближе в момент приобретения облигации срок ее погашения, тем выше ее стоимость на рынке);
- право на стабильный доход (при этом чем выше уровень дохода, которая обеспечивает облигация, тем выше ее стоимость на рынке).
Корпоративная облигация как источник финансирования
На сегодняшний день наиболее важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций или отдельных организаций занимают эмиссии ценных бумаг, при этом наиболее распространенными в настоящее время являются облигации и акции. В наиболее развитых и развивающихся государствах облигационная масса корпораций формирует от 10-15 до 60-65 % объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что говорит о важнейшей роли облигаций как одного из источников финансирования.
Особые надежды возлагаются на отечественном рынке корпоративных облигаций как на перспективный источник дополнительных финансовых ресурсов для национальной экономики РФ.
На сегодняшний день возникли достаточно благоприятные предпосылки для развития рынка облигаций в лучшую сторону. При условии реализации определенных мероприятий, направленных на обеспечение стремительной развития в России рынка корпоративных облигаций, станет возможным эффективное использование его инвестиционного потенциала.
Важнейшими достоинствами облигационного займа как одного из инструментов привлечения внешнего финансирования можно назвать:
- возможность мобилизации больших объемов финансовых средств и финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ на выгодных для отдельных хозяйствующих единиц и корпораций условиях без возникновения угрозы вмешательства инвесторов в управление деятельностью экономического субъекта;
- возможность маневрирования при установлении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа устанавливаются эмитентом самостоятельно с учетом характера реализуемых за счет привлекаемых финансовых ресурсов инвестиционного проекта;
- возможность аккумулирования финансовых ресурсов частных лиц, привлечения финансовых ресурсов компаний и крупных холдинга на достаточно длительный срок и на более выгодных условиях;
- обеспечение наиболее эффективного сочетания уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня расходов экономического субъекта-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой стороны;
- оптимизация взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности экономического субъекта, выпустившего облигацию.
Однако, необходимо отметить, что облигация представляет собой достаточно жесткое долговое обязательство: реализуя эмиссию облигаций, эмитент несет потенциальные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационный займ не будет успешным, таким образом, непосредственно факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на условиях, на которые рассчитывает эмитент.
Рассматривая возможности такого финансового инструмента как облигаций, важно учитывать противоречивый характер интересов предприятия-эмитента и инвесторов. Таким образом, при организации облигационных займов, в ходе так называемого конструирования ценных бумаг очень важно уметь найти «золотую середину», т.е. обеспечить баланс интересов двух сторон.