Определение маржинальной прибыли
В процессе деятельности производственного предприятия, необходимо планировать финансовую и производственную деятельность. Особое значение в планировании имеют такие показатели, как уровень безубыточности и маржинальная прибыль.
Маржинальная прибыль – это разница между продажной ценой (без учета НДС и акцизного сбора) и переменными затратами которые были понесены при производстве.
К переменным затратам относятся:
- заработная плата работникам;
- закупка сырья;
- уплата коммунальных платежей;
- новые производственные линии.
Необходимо отметить, что переменные затраты всегда меняются. На это влияет объем выпускаемой продукции. Чем больше объем производства, тем меньше сумма переменных издержек, следовательно, увеличивается маржинальная прибыль.
Маржинальная прибыль показывает, какую прибыль может получить предприятие. Чем выше маржинальная прибыль, тем выше вероятность, что предприятие покроет свои постоянные издержки. Показатель маржи позволяет узнать размер покрытия прибылью затраты на производство, как в общем объеме, так и по каждому наименованию товара.
Формула расчета маржинальной прибыли
Валовая маржинальная прибыль основывается на двух показателях: выручка от реализации готовой продукции и сумма переменных затрат.
$М = Д – П$
где:
- М – маржинальная прибыль;
- Д – доходы;
- П – переменные затраты.
Данная формула используется при расчете показателя для всего предприятия.
Маржинальная прибыль по каждому виду продукции рассчитывается, как:
$М= Ц- С$
где:
- М – маржинальная прибыль;
- Ц – цена готовой продукции;
- С – себестоимость продукции.
На каждом предприятии проводится анализ маржинальной прибыли для того чтобы определить необходимый объем производства и продажи товаров для покрытия переменных затрат. Анализ осуществляется на основе точки безубыточности предприятия и строится на следующих показателях:
- Доходы предприятия и затраты прямо пропорциональны.
- Цены на продукцию, которая была уже продана и не меняется.
- Мощности предприятия, которые не меняются.
- Запасы готовой продукции равные нулю. Вся продукция, которая была произведена, подлежит реализации.
- Внешние и внутренние факторы остаются неизменными.
Связь точки безубыточности с маржинальной прибылью
Точка безубыточности – это показатель, который показывает количество произведенной и реализованной продукции, при которой расходы компенсируют доходы.
Анализ маржинальной прибыли состоит из:
- оценки безубыточности, объема производства продукции;
- определения прибыльности;
- прогноза предполагаемой прибыли, при разных объемах продаж;
- расчета критического уровня постоянных издержек для маржинальной прибыли;
- расчета доступных цен на готовую продукцию.
Как увеличить маржинальную прибыль
Для того чтобы увеличить маржинальную прибыль, необходимо увеличить рост общего дохода и сократить переменных затрат.
-
Для увеличения общего дохода необходимо:
- принимать участие в ярмарках, аукционах, тендерах;
- увеличить рынок сбыта готовой продукции;
- использовать программ лояльности;
- использовать заемный капитал для увеличения производственных мощностей;
- изменить ценовую политику предприятия.
-
Для уменьшения переменных затрат необходимо:
- использовать в производстве дешевое сырье;
- автоматизировать рабочие места (сократить количество работников);
- внедрить новые технологии в производстве;
- изменить номенклатуру выпускаемой продукции;
- внедрить инновации.
Маржинальная прибыль очень важна при оценке конкурентоспособности предприятия на рынке. Анализ маржинальной прибыли по всему ассортименту товаров позволяет выделить товары, которые пользуются наибольшим спросом и товары аутсайдеры. Благодаря анализу можно сформировать комплекс мероприятий по увеличению производительности и реализации.