Развитие финансов до XX века
Исторические тенденции развития управления государственными и муниципальными финансами в России – это изменения, которые происходили в науке и практике управления финансами по мере смены исторических эпох.
Формирование государственности на Руси происходило с IX века. В этот период устанавливались экономические отношения между киевским князем (главой формирующегося государства) и существовавшими родовыми общинами. Первоначально финансовые отношения зарождались как налоговые, выступавшие основой формирования значительной части княжеских доходов. Поскольку хозяйство было натуральным, государственные доходы складывались из:
- разнообразных повинностей,
- натуральных налогов.
Постепенно зарождается финансовый контроль, который в XI веке закрепляется в первом юридическом своде – Русской Правде.
Развитие управления государственными финансами затормозилось из-за татаро-монгольского нашествия.
Реформирование денежного обращения в 1535-1538 гг. провела Елена Глинская. Благодаря проведенным мероприятиям, в стране была сформирована устойчивая система обращения денег. Эта система предусматривала единый эмиссионный центр, что стало финальным этапом объединения русских земель.
Единая налоговая система сложилась при Иване Грозном после переписи земель и введения единицы податного обложения – «большой сохи». Позже, в конце XVII века, в качестве единицы прямого налогообложения был установлен двор.
Коренные реформы в финансовой сфере провел Петр I. Он стремился изыскивать источники пополнения казны для ведения войн, для чего:
- ввел новые налоги,
- активно использовал регальные права (в частности, установил монополию государства в монетном деле).
Екатерина II начала эмиссию ассигнаций – бумажных денег.
Александр I принял страну в тяжелом финансовом положении, с большими внешними и внутренними долгами. Для решения проблем он провел реформу органов государственного управления. Принципиальным новшеством стало учреждение Главного управления ревизии государственных счетов, возглавляемого Государственным контролером. Было образовано Министерство финансов. Порядок составления бюджета на будущий год в первые годы функционирования этого ведомства существенного отличался от современного. Содержание плана было государственной тайной, которую не раскрывали даже Сенату.
К началу XIX века была выпущено огромное количество необеспеченных бумажных денег, что расстраивало государственную финансовую систему. М.М. Сперанский предлагал следующую финансовую реформу:
- прекратить выпуск ассигнаций,
- сократить бюджетные расходы,
- установить лучший контроль над государственными издержками,
- ввести новые налоги.
Однако эта реформа провалилась по ряду причин.
В 1839-1843 годах Е.Ф. Канкрин провел иную реформу. На подготовительном этапе он обеспечил накопление золота и серебра для того, чтобы возобновить размен ассигнаций на полноценные деньги. Сама реформа включала три этапа:
- переход на серебряный рубль как главное платежное средство. Начиная с 1 января 1840 года, исчисление всех сделок должно было вестись в серебряных рублях. Ассигнациям была оставлена вспомогательная роль,
- эмиссия кредитных билетов,
- обмен ассигнаций и депозитных билетов на кредитные билеты. Кредитные билеты можно было разменять на золото и серебро.
В середине XIX века продолжилось увеличение налогов, но это не решало проблему бюджетного дефицита, вызванного Венгерской военной кампанией и строительством Николаевской железной дороги.
Важную роль в управлении государственными финансами сыграла отмена крепостного права. Государство приняло активное участие в выкупной кампании.
С 1867 года Министерство финансов сконцентрировалось на интенсивном накоплении золотого запаса. Русско-турецкая кампания свела на нет все достигнутые успехи.
Масштабную денежную реформу в последние годы XIX века провел С.Ю. Витте. Благодаря его деятельности:
- произошло постепенное упорядочивание финансов,
- торговый баланс стал активным,
- удалось накопить запасы золота, обеспечивающие размер кредитных билетов,
- в стране появилась устойчивая денежная единица.
Все это способствовало укреплению государственной финансовой системы и закладывало основы экономического подъема, продолжавшегося два десятилетия.
Государственные и муниципальные финансы в XX веке
В соответствии с программой В.И. Ленина, с которой большевики пришли к власти, для борьбы с финансовым крахом предлагалось:
- прекратить выпуск бумажных денег,
- отказаться от погашения государственных долгов (внешних и внутренних),
- преобразовать налоговую систему – ввести поимущественный налог, высокие налоги на роскошь, реформировать подоходный налог.
В эпоху военного коммунизма главными инструментами получения государством доходов стала продразверстка. Но получить необходимый объем финансирования не удавалось. Для преодоления кризиса была начата Новая экономическая политика (НЭП). Фундаментом преобразований стало введение новой твердой валюты.
К концу 1920-х – началу 1930-х происходит сворачивание НЭПа, финансовые отношения централизуются в соответствии с нуждами формируемой командно-административной экономики. Частный капитал вытеснялся, усиливалась роль финансово-кредитной системы (в первую очередь – Госбанка и госбюджета).
В годы Великой Отечественной Войны финансовая система была перестроена, чтобы обеспечивать военные нужды. Приоритетами стали жесткая экономия, укрепление финансовой дисциплины и изыскание новых источников доходов.
В 1947 году была проведена денежная реформа, и на протяжении 1950-х государство получило возможность наращивать вложения в социальную сферу – образование, здравоохранение, науку. Однако к концу 1950-х стала проявляться инфляция. В 1961 году была проведена новая реформа, включавшая в себя изменение масштабов цен.
В 1970-х в стране началась эпоха застоя.
Радикальные преобразования финансовой сферы государства начались в годы перестройки (с 1985 года) и вылились в переход к рыночной экономике в 1990-х.