Сущность понятия «государственный внешний долг». Государственный внешний долг РФ
Внешний долг – это долг, который находится в непосредственной собственности нерезидентов, зарубежных кредиторов или стран. Однако, зачастую в качестве отличительной особенности между внешним и внутренним долгом выступает валюта, в которой такой долг выражен.
На современном этапе развития внешний долг принято считать общемировой глобальной проблемой, наиболее острой с начала XXI в. Эта проблема не теряет сегодня своей актуальности как для мировой экономики, так и для национальных экономик отдельных стран. Долговые обязательства государства, способность их обслуживать и управлять, применяя в том числе и политику управления внешними государственными активами можно назвать одной из наиболее важных характеристик эффективности управления как национальной экономикой, так и государством в целом.
Стоит отметить, что в рамках Бюджетного Кодекса РФ принято другое определение. Так, в соответствии со статьей 6 БК РФ под внешним долгом понимают долговые обязательства, которые возникают в иностранной валюте, кроме обязательств отдельных субъектов и различного рода муниципальных и местных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте при использовании целевых зарубежных кредитов и займов.
На сегодняшний день в составе государственного внешнего долга можно выделить две составляющие - капитальный долг и текущий долг. Под капитальным долгом понимают валовую сумму обязательств страны, в т. ч. начисляемые за пользование этой суммой процентные платежи. Под текущим долгом понимают расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению долговых обязательств, срок исполнения которых уже наступил.
Государственный внешний долг в существенной мере оказывает влияние на национальную экономику страны, при этом такое влияние оказывается довольно противоречивым. С одной стороны, заимствования извне дают возможность получить дополнительные денежные средства и их эквиваленты, которые можно использовать, например, на покрытие дефицита государственного бюджета, так и для вложения в различные рода проекты, которые способны в дальнейшем приносить хороший доход. С другой стороны, неразумное увеличение внешнего долга может стать причиной финансового кризиса.
Таким образом, внешний долг тесно взаимосвязан с платежеспособностью, финансовой безопасностью страны и непосредственно влияет на международные отношения в вопросах кредитования, а через них - на всю совокупность международных связей и экономику в целом. Из-за столь значительного влияния внешнего долга на экономическую ситуацию в стране при управлении долгом особое внимание уделяется именно оценке внешней долговой стабильности отдельного государства. При этом в качестве наиболее важных показателей такой стабильности выступает размер внешнего долга государства и цена его обслуживания.
Регулирование государственного внешнего долга
На современном этапе развития многие страны вынуждены для предотвращения различного рода кризисных ситуаций реализовывать мероприятия по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики. Под процессом управления государственным внешнего долга в можно понимать реализацию, государством, выступающим в качестве заемщика, мероприятий, направленных на ликвидацию просроченной задолженности и уменьшения процентных платежей.
Для предотвращения попадания государства в так называемую «долговую петлю», правительства государств, которые имеют внешний долг, в обязательном порядке должны реализовывать активную политику по управлению собственным внешним долгом. Наиболее важным в рамках такой политики является, в первую очередь, такое применение внешних заимствований, которое позволяло бы государство решать поставленные задачи как в экономической, так и социальной, научных и прочих сферах, а с другой стороны – не провоцировать ситуацию увеличения государственного долга.
На современном этапе развития применяется две группы методов, с помощью которых регулируется внешний долг, а именно: экономические и административные методы. Стоит отметить, что деление таких способов на две группы достаточно условно, так как административные методы воздействия в значительной мере продиктованы экономическими соображениями.
В Российской Федерации применяются как административные, так и экономические методы.
Административные методы напрямую связаны с принятием решений органами государственной власти, которые наделены полномочиями эмиссии и размещения обязательств перед кредиторами.
Например, к административным методам относятся:
- аннулирование принятых государством долговых обязательств, которое возможно реализовать лишь в случае отказа по различным мотивам от выплаты долга и начисленных процентов, а также в случае банкротства отдельного государства.
- списание долговых обязательств при наличии на то оснований, указанных в различных законодательных актах, например, в качестве основания может выступать истечение срока предъявления требования;
- погашение долга раньше обозначенного срока, что позволяет в значительной мере снизить процентные платежи, т.е. стоимость обслуживания такого долга.
Среди экономических методов, которые также называют рыночными, можно выделить следующие:
- реструктуризация долга, в рамках которой понимает формирование и утверждение наиболее оптимального для государства-заемщика графика погашения долга, например, посредством продления периода кредитования, снижения процентной ставки;
- конверсия долга в собственность, под которой понимаю процесс, в рамках которого любой долговой инструмент, эмитированный заемщиком, трансформируется в инвестиции или собственность;
- секьюритизация, под которой понимают эмиссию ценных бумаг, которые в дальнейшем обменивают на старый долг или размещают на соответствующих финансовых рынках.