Государственный кредит – это совокупность экономико-финансовых отношений, в рамках которых органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщиков, а резиденты (граждане, организации) и нерезиденты (иностранные граждане, организации, правительства) - в качестве кредиторов.
Общее представление о государственном кредите в США
Одним из ключевых звеньев государственных финансов США является государственный кредит. Данным понятием называют особую группу экономико-финансовых отношений. Они возникают в том случае, если органы государственной власти федерального уровня на финансовом рынке действуют как заемщики денежных средств. Их предоставлением занимаются кредиторы, в качестве которых могут выступать как физические и юридические лица США, так и иностранные граждане, организации, правительства.
Результатом государственного кредита, который заключается в заимствовании государством денежных средств, является образование и увеличение государственного долга. Стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, в государственный долг США не включаются долги отдельных штатов, а также корпораций или граждан, которые гарантированы государством. Кроме того, государственным долгом не признаются будущие обязательства федерального правительства перед получателями социальной помощи и здравоохранения.
Формы государственного кредита в США
Основной формой государственного кредита в США являются государственные казначейские ценные бумаги, которые приобретаются участниками финансовых рынков с последующим получением определенных дивидендов. Необходимость государственного кредита обусловлена возникновением дефицита федерального бюджета, а возможность его существования – наличием в распоряжении у граждан и юридических лиц свободных денежных средств.
В настоящее время в США выпускаются и находятся в обращении следующие виды казначейских ценных бумаг:
- казначейские векселя краткосрочные – Bills;
- казначейские облигации среднего срока – Notes;
- долгосрочные казначейские облигации – Bonds;
- облигации с защитой от инфляции – TIPS.
Перечисленные облигации представляют собой обязательства Федерального правительства (так называемые, трежерис). Механизм их действия таков: чем больше срок займа, тем выше выплачивается процент. Однако даже самые выгодные из них не приносят более 2% годовых.
В настоящее время наибольшее распространение получили облигации сроком в 10 лет. Несмотря на относительно небольшой доход для держателя, они характеризуются низким уровнем риска обесценивания. Это – высоколиквидные бумаги, т.е. их можно в любой момент реализовать через открытый рынок по текущей цене и при этом практически ничего не потерять от первоначальных вложений.
Современное состояние государственного кредита в США
В сентябре 2020 года государственный долг США в связи со сложной эпидемиологической и экономической ситуацией в стране и в мире (из-за пандемии COVID-19) вырос до 26,9 триллионов долларов. Это – максимальное значение за всю историю финансовой системы США.
Около 30 % государственного долга США находится на балансе федеральных агентств. Так, крупнейшими держателями внутригосударственного долга США являются Фонд социального страхования, Офис по управлению персоналом и Департамент обороны. Для данных органов государственной власти кредитование собственного правительства является гарантированным способом увеличить свою капитализацию, в чем и кроется причина предоставление ими государственного кредита.
Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами, прежде всего, Федеральной резервной системы. Для этого, она выпускает в оборот дополнительную массу денежных средств, которая позволяет выкупить практически все долговые обязательства. Наличие подобной возможности обуславливает постоянный рост государственного долга США.
Крупнейшая доля обязательств Федерального правительства США приходится на международных кредиторов. Так, на данный момент крупнейшими иностранными кредиторами США являются следующие страны:
- Япония – 1 160,8 миллиардов долларов;
- Китайская Народная Республика (Китай) – 1 089,2 миллиардов долларов;
- Соединенное Королевство (Великобритания) – 328,6 миллиардов долларов;
- Бразилия – 293,3 миллиарда долларов;
- Ирландия – 290,0 миллиардов долларов;
- Люксембург – 262,0 миллиарда долларов;
- Швейцария – 233,4 миллиарда долларов;
- Гонконг – 223,9 миллиарда долларов;
- Каймановы острова – 222,4 миллиарда долларов;
- Бельгия – 202,4 миллиарда долларов;
- Тайвань – 188,6 миллиардов долларов.
Начало резкому росту государственного долга США было положено в 1980-е гг. при президенте Рейгане. Он проводил политику, направленную на сокращение налогов и увеличение военного бюджета. Наиболее стремительный рост объема задолженностей Федерального правительства США пришелся на время президента Обамы, когда необходимо было ликвидировать последствия мирового экономического (финансового) кризиса 2008 г. и восстанавливать экономику (в том числе, мировую).
При президенте Трампе рост государственного долга сначала был вызван необходимостью ликвидировать последствия ураганов Ирма и Харви, которые обрушились, соответственно, на штаты Флорида и Техас в августе 2017 года. А затем наступила пандемия новой коронавирусной инфекции, которая потребовала увеличение бюджетных расходов на здравоохранение, на оказание социальной помощи населению и поддержки бизнесу при одновременном сокращении налоговых поступлений из-за остановки производств, закрытия предприятий, увольнения работников.
Ожидается, что президент Байден также предложит обратиться к государственному кредиту для финансирования мероприятий по борьбе с пандемией COVID-19 и с изменением климата.