Финансы советских предприятий
Государственные финансы СССР включали денежные отношения и кооперацию между государственными предприятиями, населением, колхозами и предприятиями финансово-кредитной системы. Отношения в сфере финансов формировались по поводу приобретения сырья, оборудования, реализации выпущенной продукции и оказания услуг.
Отраслевые финансы государством использовались, как важный экономический рычаг в области руководства процессами расширенного воспроизводства, формирования новой стоимости и источника накопления.
Финансы государства состояли в финансах предприятий и организаций, что определяло их место в составе финансов социалистических субъектов.
Предприятия государства обладали закрепляемыми средствами и являлись государственной общенародной собственностью, к которой относилось от 90% фондов производства, основная часть национального дохода, финансов и накоплений граждан.
В число финансов государства СССР также можно отнести финансы следующих структур:
- министерства,
- совнархозы,
- главки и др.
С помощью данных фондов происходила мобилизация средств, которые высвобождались из кругооборота.
При формировании кругооборота оборотных активов организации формировали финансовые отношения с вышестоящими хозяйственными органами, представленными совнархозами, министерствами.
Требуемое бюджетное финансирование определялось при составлении финансовых планов организаций, отраслевых управлений, главка, министерства, совнархоза.
Порядок финансирования организаций определялся покрытием внутрихозяйственных расходов через собственные накопления, а по недостающей части через бюджетные средства. Невыполненные планы в области прибыли приводили к срыву финансирования. По этой причине финансовые органы при анализе результатов функционирования организаций постоянно контролировали рубль за эффективное использование выделяемых средств и выполнение финансового планирования. В дальнейшем это способствовало укреплению хозрасчета. В соответствии с бюджетными платежами осуществлялся активный финансовый контроль.
Финансы колхозов и коопераций
Финансы государства в СССР были включены в финансовую систему социалистического государства.
По своей сути их можно было считать похожими на финансы государственных предприятий, поскольку в их основе была собственность социалистического характера на производственные средства.
Развитие финансов государства в этой сфере проводили по единому народнохозяйственному плану.
Колхоз в соответствии со своим содержанием в основе имел групповую собственность, собственность данного коллектива, что определяло выплату не отчислений от прибыли в бюджет, а подоходных налогов.
В процессе расширения производства колхозов можно наблюдать особенные финансовые отношения с государственной поддержкой.
Особенность данной поддержки состояла в оказании государственной финансовой помощи в виде предоставления ссуд долгосрочного и краткосрочного характера.
Финансы потребительской кооперации можно было отнести к колхозно-кооперативной сфере финансов СССР.
Совет и союз потребителей кооперации осуществляли торгово-заготовительную и производственную деятельность.
Финансовую деятельность потребительской кооперации можно отразить через финансовый план, составляющийся в упрощенной форме. В плане отражалась прибыль, объем паевого и вступительного взноса, капитальные вложения.
Финансы РАПО и финансы министерств
Государственные финансы СССР включали финансы районных промышленных объединений (РАПО), формирование которых происходило через нормативные отчисления чистого дохода организаций. Через данные отчисления районные промышленные объединения формировали централизованные фонды экономического стимулирования. Среди них можно назвать:
- Фонды производственного развития,
- Фонды материального поощрения и фонды социальных и культурных мероприятий по жилищному строительству.
Данные фонды использовались в соответствии с советом РАПО, а в некоторых ситуациях с согласованием с районными комитетами профсоюзов.
Финансы министерств в СССР были сложены из финансов промышленных объединений и финансовых средств министерского управления.
Финансовые средства министерств формировались через различные отчисления промышленных объединений. Финансовым управлением министерств проводилась работа в области финансового обеспечения отрасли, перераспределения оборотных фондов, банковских кредитов, сумм прибыли, амортизационных отчислений и др.
Бюджет государства
Бюджет СССР представлял собой центральное и ведущее звено финансовой системы страны, с помощью которого был обеспечен баланс прочих финансовых планов, которые составлялись народным хозяйством СССР.
Государственный бюджет страны имел решающее значение в области формирования и баланса денежно-кредитного плана и баланса кредитной системы. Он включал союзный бюджет, государственные бюджеты бывших республик СССР и бюджеты социального страхования государства.
Каждый год посредством заданий народного хозяйственного плана министерства финансов по союзным республикам и Министерства финансов разрабатывались проекты определенных бюджетов, впоследствии сводимые в единый бюджет государства.
В дальнейшем он рассматривался и утверждался Верховным Советом страны и становился законом. Оперативным исполнением бюджета государства занималось Министерство финансов, а также его местные и республиканские органы.
Кассовым исполнением бюджета государства занимался советский Государственный банк, при этом в соответствии с поручениями финансовых органов банковские учреждения могли принимать, учитывать и выдавать средства.
Доходная часть государственного бюджета СССР включала прибыль в качестве основной хозрасчетной формы чистого дохода предприятий.
С помощью расходов бюджета прямо и непосредственно выражались экономические отношения в области распределения (целевого направления) основного финансового фонда государства.