Сущность государственного регулирования финансовой деятельности предприятия
Финансовый контроль – это комплекс мероприятий, которые направлены на оценку соответствия деятельности того или иного хозяйствующего субъекта в сфере управления денежными средствами, нормативам, которые установлены на законодательном уровне.
На современном этапе развития существование финансового контроля связано с тем, что для финансов как для отдельной экономической категории характерна не только распределительная, но и контрольная функция. В связи с этим использование государством финансов для решения поставленных целей и соответствующих задач в обязательном порядке предполагает осуществление с их помощью контроля за ходом выполнения таких задач. На сегодняшний день финансовый контроль реализуется в установленном правовыми нормами порядке обширной системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в т. ч. специальными уполномоченными надзорными органами при участии различного рода общественных объединений и физических лиц.
Особая роль финансового контроля на современном этапе развития обусловлена тем, что при его осуществлении в обязательном порядке проверяются, во-первых, соблюдение принятого на законодательном уровне порядка в ходе осуществления финансовой деятельности государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, учреждениями, во-вторых, экономическая целесообразность и эффективность реализуемых мероприятий, а также их соответствие их государственным задачам.
Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Особенность финансового контроля заключается в том, что он представляет собой общий результат наложения контрольной функции управления на контрольную функцию финансов. При этом сущность финансового контроля в значительной степени определяется контрольной функцией, в которой выражена одна из особенностей сущностей финансов как экономической категории, что придает финансовому контролю наиболее объективный характер.
Комплекс законодательных норм, которые формируют систему и компетенцию субъектов контроля, а также порядок осуществления финансовых ревизий и формируют институт финансового контроля.
На современном этапе развития финансовый контроль характерен практически для всех финансово-правовых институтов, в связи с чем кроме общих финансово-правовых норм, которые регулируют организацию и порядок осуществления финансового контроля в целом, применением и система норм, которая учитывает его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Цели и задачи государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
Целью финансового контроля является предупреждение нарушений финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения и т.д.
В качестве субъекта финансового контроля стоит рассматривать лицо, которое реализует такой контроль, например, различного рода государственные органы власти. Под объектом финансового контроля понимают это лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный орган, хозяйствующие субъекты, физические лица).
Предметом финансового контроля являются материальные носители, которые содержат информацию о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, например, финансовая и учредительная документация.
На современном этапе развития государственное регулирование финансовой деятельности предприятия в рыночных условиях представляет собой оформленный на законодательном уровне комплекс внешнего воздействия на финансы хозяйствующего субъекта. Государство утверждает финансовую политику на макроуровне и реализует регулирование финансов микроуровня в сформированном правовом поле. Именно государство устанавливает порядок формирования, распределения и расходования денежных средств централизованных фондов, выступающих в качество одного из наиболее востребованных источников финансирования хозяйствующих субъектов.
К основным направлениям регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов со стороны государства можно отнести: налоги, ценообразование, деятельность за рубежом, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организацию обращения различного рода ценных бумаг, бюджетное финансирование.
Механизм государственного воздействия на деятельность экономических единиц базируется на двух группах методов, а именно: экономических (косвенных) и административных (прямых). Как правило, подобные способы применяются при осуществлении со стороны государства фискальной, инвестиционной и прочих государственных политик таким образом, чтобы ни в коем случае не затронуть сформированные рыночные основы, предотвратить возникновение кризисных ситуаций.
Экономические методы (косвенные) государственного регулирования на деятельности хозяйствующих субъектов имеют достаточно широкий спектр применения. Наиболее распространенными среди них являются:
- налоги;
- методы перераспределение доходов и ресурсов;
- ценообразование;
- государственная предпринимательская деятельность и т.д.
Административные способы могут применяться в тех случаях, если косвенные методы воздействия невозможно применить или они оказываются недостаточно эффективным. К прямым методам относят:
- различного рода ограничения и запреты;
- установление лимитов и квот и т.д.
- Применение таких методов получило особое распространение в следующих областях:
- охране экологии и окружающей среды;
- политики в социальной сфере;
- деятельности на международной арене и т.д.