Понятие франчайзинга
Франчайзинг - это одна из форм организации бизнеса, при которой одна фирма, называемая франчайзером, передает другой фирме, называемой франчайзи, право на реализацию товаров либо оказание услуг от своего имени.
В рамках такой форма бизнеса франчайзи обязуется реализовать продукт или оказывать услуги от имени франчайзера по заранее оговорённым правилам осуществления деятельности, устанавливаемыми франчайзером. В обмен на соблюдение установленного порядка франчайзи получает разрешение использовать имя фирмы, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и т.д. Можно сказать, что наличие установленных правил не является каким-либо недостатком, наоборот, соблюдение установленного порядка подразумевает, что франчайзи имеет возможность получать прибыль, осуществляя деятельность от имени франчайзера. Для приобретения подобных прав, франчайзи должен в обязательном порядке сделать первоначальный взнос франчайзеру, называемый паушальным взносом, а в дальнейшем на ежемесячной, ежеквартальной основе (или в прочие сроки, установленные договором) уплачивать ему некоторую часть полученной выручки (роялти). Подобный вид отношений можно назвать отношениями аренды, т.к. франчайзи не является полноправным владельцем товарного знака, а лишь вправе использовать товарный знак оговоренное время.
Суммы паушального взноса и роялти в обязательном порядке должны быть отражены в договоре франшизы.
История KFC
Становление и развитие KFC как одной из наиболее успешных международных компаний непосредственно связано с успешностью ее первых владельцев.
Первый договор франшизы основатель компании KFC Гарланд Сандерс заключил в 1952 году с Питом Харманом. В рамках заключенного договора Пит Харман мог добавить в меню собственных уже функционировавших заведений блюда по рецептам KFC, помимо того, договор давал право использовать торговую марку KFC, а также деловую репутацию и имидж фирмы.
Стоит отметить, что в первый год франшизы, включение продукции KFC в меню заведений Пита Хармана позволило увеличить выручку более чем в 2 раза, при это порядка 80% прироста была реализовано за счет введения в меню «Цыплёнка Сандерса». Население штата Юта, в котором были открыты заведения Пита Хармана, воспринимало кентуккскую курицу (KFC) как некоторого рода экзотику.
Логотип KFC разработал художник Дон Андерсон по заказу Пита Хармана. При этом Гарланд Сандерс был согласен с наименованием для закрепления представления об отличии своего куриного блюда от классического жареного в жире цыпленка, который был распространен в большинстве американских ресторанов.
Именно Пит Харман был тем, кто официально зарегистрировал лозунг «Вкусно так, что пальчики оближешь» в отношении продукции KFC, который через некоторое время стал использоваться и в других точках развивающейся сети. В 1957 году Пит Харман также придумал концепт «обеда в ведёрке», в состав которого входили кусочки цыпленка, булочки и соус. Стоит отметить, что такая идея пришла ему в голову случайно, когда он получил от Гарланда Сандерса партию из полумиллиона ведерок из картона с предложением их как-нибудь использовать в работе ресторана.
Однако, наиболее успешным франчайзи в 50-е годы прошлого веска стал Дэйв Томас, который впервые установил рядом с кафе ведро с готовой курицей, которое вращалось. Немногим позже такая реклама использовалась и другими франчайзи сети.
Именно Дэйв Томас был автором идеи курицы «на вынос». А способ ведения бухгалтерского учета Томаса распространился с помощью основателя KFC Гарланда Сандерса на прочие франчайзинговые заведения. В 1968 году Дэйв Томас продал собственные акции за 1 миллион долларов, приняв на себя роль территориального руководителем компании.
Франчайзинг MacDonalds
Возникновение франшизы «MacDonalds» и организации франчайзинговой сети по всему миру продемонстрировало новейшую бизнес-модель и проложило путь выхода на международный уровень с относительно небольшими вложениями для огромного числа брендов и компаний.
В 1940 году братьями Ричардом и Морисом Макдоналдами был запущен ресторан McDonald's Bar-BQ в Сан-Бернардино в штате Калифорнии. Открывшееся заведение не отличалось чем-либо от своих конкурентом, характеризовалось достаточно неплохим меню и приятным обслуживанием, а также предоставлением услуг обслуживания клиентов на автомобилях.
Неожиданно открытый ресторан приобрел небывалую популярность. Ежегодный доход ресторана составил порядка 40 тыс. долл. Стоит отметить, что значительная часть его посетителей была представлена подростками, а также молодыми парами, которые не могли позволить себе посещение ресторана с дорогой едой. Основатели ресторана считали таких клиентов идеальными и старались привлечь как можно большее их количество.
Бешеная популярность ресторана в Сан-Бернардино навел Дика и Мака на мысль об организации целой сети MacDonalds. Однако, не желая находиться в постоянных разъездах, братья отказались от мысли самостоятельного развития собственной сети. Именно тогда им на ум пришла идея запуска франшизы. С 1952 года, основатели ресторана самостоятельно продали 14 франшиз.
Рэй Крок при общении на деловом ужине узнал от братьев Макдоналд, что они находятся в поиске франчайзингового агента, развивавшего бы сеть с гарантией сохранения высокого качества обслуживания. Рэй Крок сразу же выставил свою кандидатуру, которую утвердили браться Макдоналды.
Через некоторое вреям, а именно 15 апреля 1955 года Реймонд Крок запустил первый ресторан McDonald's System, Inc., выручка в день открытия которого составила более 360 долларов.
В то время договор франшизы заключался сроком на 20 лет, паушальный взнос составлял 950 долларов, а роялти – лвсего 1,9 % от полученной выручки, из которых 1,4 % доставалось Рэю Кроку как человеку, с помощью которого сеть стремительно развивалась, а остальное — семье Макдоналдов.