Финансовая система государства
Финансы государства — это вид системы финансовых отношений, элементом которых в какой-либо форме является государство.
Государственные финансы — квинтэссенция экономических взаимоотношений, система создания и сепарирования денежных фондов, нужных государству для обеспечения жизнедеятельности его органов и выполнения своих функций.
В экономической жизнедеятельности системы всегда появляются материальные отношения между:
- государством и компаниями в виде уплаты налоговых сборов в бюджеты, перечислений в разные фонды, получения льгот и санкций;
- непосредственно компаниями в процессах заключения хозяйственных соглашений, выплат штрафов, пени, неустоек. Начисления премий за соблюдение особых условий;
- компаниями и банковской системой;
- компаниями и их сотрудниками при расчете и выплате премий, заработной платы, получении льгот, удержании налогов, а также другие финансовые отношения внутри компании;
- государством и отдельными членами общества при уплате налогов, социальных платежей, коммунальных и страховых платежей;
- отдельными частями бюджетной системы;
- государствами при получении займов.
В любом государстве есть несколько областей финансовых отношений, которые имеют свои особенности. Каждая из этих областей финансовых отношений есть самостоятельное звено финансовой системы. Они все плотно взаимосвязаны и являются единой финансовой системой.
Финансовая система — это совокупность самостоятельных, но связанных между собой звеньев и сфер финансовых отношений, а также институтов, их реализующих.
В рыночной экономике выделяют:
Децентрализованные финансы включают в себя:
- финансы домохозяйств - денежные отношения, которые появляются в процессе создания, сепарирования и использования денежных фондов среди граждан и других субъектов рыночной экономики.
- финансы предприятий - денежные отношения, обусловленные организацией и распределением денежных доходов и накоплений компаний. Это ведущее звено финансовой системы, потому что на этом уровне финансов организаций и происходит формирование финансовых ресурсов.
- финансовых посредников.
Централизованные финансы включают в себя:
- финансы государства - та часть денежных взаимоотношений, которая относится к распределению и перераспределению ВВП. Они формируются в системе органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения выполнения государством своих непосредственных функций. Реализуются за счет сбора соответствующих налогов.
- государственные внебюджетные фонды, использующиеся для социальной защиты граждан и роста экономики.
- государственный бюджет, который является центральным звеном финансовой системы.
Существуют два абсолютно разных метода реализации их финансового взаимодействия.
- Финансовая система, основанная на приоритете государства.
- Финансовая система, основанная на приоритете населения и фирм.
Основные черты финансовой системы, построенной на приоритете государства:
- финансовые ресурсы контролирует государство, оно же распределяет их по каким-либо критериям;
- компании и общество не имеют собственных полноценных средств обеспечения своей жизнедеятельности, исключительно - для текущего потребления;
- компании и общество не могут выбирать вектор своего развития. Базовые параметры их воспроизводства формирует государство.
Основными чертами системы, построенной на приоритете фирм, можно назвать:
- общество и компании полностью обеспечивают свое расширенное воспроизводство, также владеют независимыми источниками собственного развития;
- государство аккумулирует у себя лишь часть доходов, опираясь на принятые обществом правила, которые закрепляются на законодательном уровне.
Сущность и роль финансов государства
Финансы непосредственно выполняют три базовые функции - распределительную, контрольную, и регулятивную.
В течение прошлого века в функционировании рыночной экономики повышалась степень влияния финансов государства. Это заметно по росту удельного веса расходов государства в ВВП. Только в 80е годы темп роста замедлился, а часть государственных трат в ВВП стабилизировалась.
Базовой задачей финансов государства является снабжение государства денежными средствами для его собственного функционирования.
В состав финансов государства входят:
- государственный бюджет;
- государственный кредит;
- внебюджетные фонды.
Роль государственного кредита в системе финансов государства определяется необходимостью обеспечения расходов государства. Государственные займы являются базовыми элементами финансов государства.
Факторами роста роли финансов государства принято считать:
- Рост потребностей общества в общественных благах. То есть повышение расходов на поддержание правопорядка и оборону, повышение численности народонаселения, рост спроса на общественные блага, осознание экологических проблем и генерирование расходов на программу их преодоления.
- Появление в тридцатые годы прошлого века системы антициклического, а позже - структурного регулирования экономики, промышленной политики.
- Увеличение значения социальной роли государства.
Существуют две базовые закономерности роста расходов государства:
- С повышением уровня экономического развития государства возрастает доля расходов государства в ВВП.
- В идентичных по уровню социально-экономического развития государствах те из них имеют максимальные темпы роста, в которых доля расходов государства в ВВП меньше. Это напрямую зависит от проблем налоговой нагрузки.