Финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами – это целенаправленный вид деятельности субъектов планирования в лице органов государственного и муниципального управления, направленный на установление оптимальных количественных значений соотношения активов государства, его регионов, муниципальных образований и их обязательств в соответствии с научно обоснованным прогнозом доходов и признанием приоритетов и целей развития на конкретный период времени.
Понятие и сущность финансового планирования и прогнозирования
Финансовое планирование и прогнозирование представляет собой инструмент, применяемый в системе управления государственными и муниципальными финансами для определения их будущего состояния по направлениям использования.
Без применения данного инструмента невозможно обеспечение устойчивости экономического роста и обеспечение роста качества и уровня жизни граждан страны.
В законодательстве Российской Федерации не существует законодательно закрепленного понятия государственного и муниципального финансового планирования и прогнозирования.
Основное назначение инструментов государственного и муниципального финансового планирования, и прогнозирования состоит в управлении рисками устойчивости и сбалансированности финансовой системы государства, его регионов и муниципальных образований. Это формирует предпосылки социального развития страны и ее территориальных единиц, а также экономического роста.
Финансовое планирование и прогнозирование подразумевает:
- во-первых, формирование перечня рисков;
- во-вторых, проведение оценки вероятности наступления того или иного риска точка,
- в-третьих, проведение оценки степени влияния возможностей управления рисками;
- в-четвертых, выработку комплекса мер, направленных на минимизацию и преодоление последствий тех или иных рисков.
В качестве критериев эффективности государственного и муниципального финансового планирования и прогнозирования выступают показатели, которые характеризуют финансовую систему государства и территориальных единиц этого государства при условии их достижения. В основе финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами находится анализ текущего состояния государственных и муниципальных финансов, их инвестиционных и иных возможностей, прогнозирование последствий принимаемых государственных и муниципальных решений.
Периоды и виды финансового прогнозирования и планирования в системе управления государственными и муниципальными финансами
Основу финансового прогнозирования и планирования в системе управления государственными и муниципальными финансами составляют определенные периоды:
- во-первых, долгосрочный период, при котором финансовые планы и прогнозы составляются на срок от 10 лет;
- во-вторых, среднесрочный период, при котором финансовые планы и прогнозы составляются на срок от 3 до 5 лет;
- в-третьих, краткосрочный период, при котором финансовые планы и прогнозы составляются на срок до одного года.
В соответствии с указанными периодами финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами делятся на следующие виды:
- во-первых, долгосрочное или стратегическое финансовое планирование и прогнозирование;
- во-вторых, среднесрочное или перспективное финансовое планирование и прогнозирование;
- в-третьих, краткосрочное или оперативное финансовое планирование и прогнозирование.
Долгосрочное и среднесрочное планирование обеспечивает определение перспективных направлений развития государства, его регионов и муниципальных образований, установление целевых показателей, этапов развития и приоритетных направлений. Данные виды финансовых планов и прогнозов подлежат периодической корректировке сообразно учету влияния внешних и внутренних факторов, а также обусловленных их появлением рисков.
Краткосрочное финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами выступает в качестве инструмента оперативного управления, обеспечивая оперативность в принятии государственных и муниципальных управленческих решений.
Бюджеты как основная форма воплощения финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами
Практическим воплощением финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами выступают бюджеты в виде федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Бюджеты представляют собой финансовые планы государства, регионов и муниципальных образований, устанавливающие и утверждающие в форме норм права целевые показатели доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита.
Основы государственного финансового прогнозирования и планирования составляет среднесрочное планирование и прогнозирование, осуществляемое на трехлетний период. В системе управления муниципальными финансами финансовое планирование и прогнозирование осуществляется на краткосрочный период, то есть на один год.
Показатели бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выступают количественным выражением финансовой политики, реализуемой публичной властью на всех уровнях своего управления. Системой бюджетов определяются финансовые показатели развития всех отраслей и сфер человеческой жизнедеятельности на территории государства, осуществляется распределение доходов между различными слоями и группами населения.
Применение такого инструментария как бюджет обеспечивает взаимоувязку целей развития государства и его территориальных единиц и средств достижения этих целей, приоритетов бюджетной политики и необходимых институциональных преобразований, рост результативности и эффективности использования средств государственного, региональных и муниципальных бюджетов.