Понятие финансовой системы
Финансовая система - это совокупность элементов и звеньев финансовых отношений, посредством которых реализовано распределение, формирование и расходование финансовых средств.
В государственную финансовую систему входят все финансовые организации, функционирующие на территории данного государства и занятые обслуживанием денежного обращения.
Среди наиболее важных элементов финансовой системы можно выделить: государственные бюджеты различных уровней, бюджеты и фонды социального, личного и прочих видов страхования, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, отдельных организаций и частных лиц.
Условно любую финансовую систему можно разделить на 2 составляющие:
- государственные финансы, которые получили название централизованные;
- нецентрализованные финансы.
Централизованные финансы аккумулируются на государственном уровне, они включают бюджеты различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС).
Децентрализованные финансы, в свою очередь, включают:
- финансы хозяйствующих субъектов, в состав которых входят: фонд накопления, формируемый за счет полученной чистой прибыли, которая осталась в распоряжении экономической единицы после уплаты всех налогов и амортизационных отчислений, направляемых в дальнейшем на обновление и пополнение основных производственных фондов предприятия, фонд потребления, а также резервный фонд, который формируется для покрытия временно возникающих дефицитов в финансовых ресурсах;
- финансы домохозяйств.
Российская финансовая система
Финансовая деятельность государства — это реализация государством возложенных на него функций по формированию, распределению и расходованию фондов финансовых ресурсов для осуществления задач социально-экономического развития, обеспечения безопасности и повышения благосостояния населения.
Говоря о финансовой деятельности государства, важно отметить, что это особый вид государственной деятельности, так как ею заняты все уровни и ветви государственных органов: законодательной, исполнительной и судебной в рамках своих полномочий.
Сущность финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в области формирования, распределения и расходования государственных финансовых ресурсов, например, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных организаций Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Комплекс элементов в их взаимосвязи, которые входят состав отечественных финансов, формируют российскую финансовую систему.
Среди таких элементов можно выделить следующие:
- российская система бюджетов различным уровней (федеральный, региональный, местный);
- различного рода внебюджетные фонды;
- финансы хозяйствующих субъектов, экономических единиц, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- кредит, предоставляемый либо государством, либо банковской структурой.
Также в отечественную финансовую систему входят и негосударственные фонды федерального и региональные назначения, фонды банковской системы, фонды страховых компаний, фонды прочих юридических лиц, а также финансовые институты, под которыми понимают однотипные финансовые отношения, которые связаны между собой по формам и способам аккумуляции или распределения финансовых ресурсов.
Принципы организации финансовой системы РФ
На сегодняшний день деятельность государства в области организации финансовой системы базируется на некоторых принципах, т. е. основополагающих требованиях, которые в полной мере отражают ее наиболее значимые особенности и целенаправленность. Содержание таких принципов определено главным законом страны – Конституцией РФ.
Среди таких принципов можно выделить следующие:
- Принцип федерализма. Данный принцип государственной деятельности в области финансов состоит в установленном Конституцией РФ разграничении компетенций непосредственно Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. В одной из статей основного закона страны установлено, что в ведении непосредственно РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, эмиссия денежных знаков, федеральные банковские структуры, федеральный бюджет, федеральные налоговые платежи и прочие обязательные сборы, а то время к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения и сборов;
- Принцип законности. Данный принцип государственной деятельности в области финансов выражается в том, что весь процесс формирования, распределения и расходования финансовых ресурсов детально регламентируется законодательными и нормативными актами финансового права, соблюдение которых на сегодняшний день обеспечено возможностью применения к субъектам, их нарушающим, мер государственного принуждения.
- Принцип гласности. Данный принцип государственной деятельности в области финансов проявляется в ходе информирования частных лиц и хозяйствующих субъектов, в т. ч. и с помощью СМИ, о содержании и сущности разработанных проектов законодательных и нормативных актов, о содержании отчетов об исполнении бюджетов различных уровней, а также о результатах проверок и ревизий финансовой деятельности, проведенных органами государственной власти;
- Принцип плановости. Данный принцип подразумевает, что государственная финансовая деятельность основывается на целой системе финансово-плановых актов, структура, а также порядок формирования, утверждения и исполнения которых отражены в действующих законодательных и правовых актах.