Сущность финансового контроля
Финансовый контроль – это действия, совершаемые специализированными органами надзора, направленные на выявление нарушений в сфере накопления, распределения и применения финансовых средств.
Финансовая и экономическая системы тесно связаны. Они оказывают прямое влияние друг на друга. Можно сказать, что финансовая система выступает индикатором устойчивости экономики. Контроль является одним из элементов хозяйственного управления. Финансовый контроль направлен на решение двух основных задач:
- Обеспечение прав собственника имущества. Под имуществом понимаются деньги, финансовые обязательства и собственность.
- Формирование единой финансовой дисциплины для всех участников отношений.
С помощью финансового контроля определяются границы полномочий органов надзора, либо специалистов, проводящих проверку. Так же выявляются нарушения, использование собственного положения в корыстных целях. Контроль финансов на государственном уровне выражается в анализе исполнения бюджета согласно составленному плану. Отслеживается наполняемость бюджета, полнота и своевременность проведения субъектами хозяйствования финансовых обязательных платежей. Государство с помощью финансового контроля регулирует ценообразование в отдельных отраслях. Оно вырабатывает меры ответственности и применяет их к лицам, нарушившим закон и финансовую дисциплину.
Контроль может быть также внутрихозяйственным, направленным на оптимизацию финансового, управленческого и бухгалтерского учета, управление ресурсами предприятия. Он позволяет отследить рациональность применения имеющихся денежных и иных финансовых средств.
Для получения независимой оценки текущего финансового состояния руководители предприятий пользуются услугами сторонних организаций и специалистов. Финансовый контроль осуществляется аудиторскими компаниями, дающими экспертное заключение по итогу проделанной работы.
Этапы проведения контроля финансов
Проверки в ходе финансового контроля могут быть обязательными и инициированными. Государственный контроль осуществляется в части формирования и расходования бюджетных средств. Внутрихозяйственный контроль позволяет рационализировать использование финансовых средств предприятия или отдельного субъекта. Как и любой другой вид деятельности, контроль требует соблюдения следующих этапов организации и реализации:
- Планирование. На этом этапе определяются цели и задачи исследования, выбираются количественные и качественные показатели, с помощью которых будет осуществляться обязательная проверка. Так же конкретизируются методы оценки итоговых результатов.
- Практическое осуществление контроля. Здесь проводится сбор оперативных данных, способных охарактеризовать состояние объекта, составляется предварительное заключение.
- Систематизация результатов. Этот этап направлен на обобщение полученных данных, упорядочивание информации, составление заключительного отчета.
- Проведение мероприятий по преодолению выявленных нарушений и противоречий. Результат проверки доводится до всех заинтересованных лиц, каждое из которых начинает действовать согласно своим полномочиям.
Проверка финансов строится на принципах законности, независимости, объективности, гласности, ответственности и системности.
Законность проверок требует соблюдения действующей правовой базы, как для надзорного органа, так и для объекта исследования. Проверяющие организации должны обладать определенной долей финансовой, организационной и функциональной независимости с целью формирования оптимального решения. Результаты проверки доступны для всех заинтересованных лиц. Каждый сотрудник надзорного органа, причастный к проверке, несет ответственность за полученный результат. Системный подход к контролю финансов подразумевает единство закона, соответствие ему периодичности проводимых проверочных мероприятий.
Требования к финансовому контролю
Контроль финансов должен быть обеспечен информационно. Данные, используемые в процессе исследования, охватывают собой все характеристики и специфические черты изучаемого объекта. Чаще всего, это отчеты бухгалтерии, балансы, статистика, планово-экономическая информация, данные о состоянии документооборота, а также информация управленческого и финансового учета. Так же разрабатываются стандарты и техническая документация, регламентирующие этапы контрольных действий.
Методические материалы разъясняют и рекомендуют организацию контроля, приемы проведения отдельных этапов. Они содержат инструкции по реализации каждого проверочного шага.
Субъекты, задействованные в контрольных мероприятиях, несут ответственность за предоставляемую к исследованию информацию, а также за результат проверки. В случае нарушения правовых норм определяются различные меры ответственности:
- административная (понижение в должности, увольнение);
- гражданско-правовая;
- уголовная;
- дисциплинарная.
Проверяющие государственные органы несут дополнительную ответственность за результат проверки, согласно специальному законодательству. В случае, если контролирующие органы нарушают границы своих полномочий, к ним могут применяться различные санкции. Санкции являются инструментом предупреждения нарушений, сокращения злоупотреблений. Меры пресечения применяются в случае неисполнения предписаний закона, нецелевом использовании внебюджетных средств и так далее. Для частных предприятий нарушениями могут являться невыполнение финансовых обязательств перед контрагентами, государством, отказ от предоставления или неполное предоставление документов финансового, управленческого и бухгалтерского учета. Все вышеперечисленные нарушения отмечаются в итоговом документе проверки.
Таким образом, контроль финансов представляет собой упорядоченную деятельность, осуществляемую надзорными органами или уполномоченными лицами согласно установленным правилам и нормам.