Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора

Все предметы / Финансы / Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора
Содержание статьи

Что такое дивидендная политика?

Определение 1

Дивидендная политика – это политика хозяйствующей единицы в сфере распределения части полученной прибыли, которая выплачивается собственникам согласно долей их вклада в капитал экономического субъект в форме дивиденда.

Под дивидендами понимают некоторую долю полученной хозяйствующей единицей прибыли, которую получают акционеры, т.е. держатели акций компании. Так под дивидендами можно понимать вознаграждение акционеров за финансовые ресурсы, которые вложены ими в компанию. Стоит отметить, что подобное вознаграждение выплачивается исключительно по акциям, находящимся в обращении на рынке.

Дивидендная политика любого экономического субъекта базируется прежде всего на следующих принципах:

  • принцип обеспечения наиболее рационального сочетания интересов экономического субъекта и его акционеров в вопросах распределения полученной прибыли компании;
  • принцип обеспечения наиболее благоприятных условий для увеличения уровня инвестиционной привлекательности и капитализации хозяйствующей единицы;
  • принцип максимизации уровня доходности от осуществляемой компанией деятельности и величины чистой прибыли, которая направляется на выплату дивидендов;
  • принцип строгого соблюдения действующих нормативных и правовых актов Российской Федерации и наиболее удачного опыта корпоративного поведения прав и интересов участников капитала;
  • принцип постоянного повышения благосостояния акционеров за счет выплаты дивидендов и увеличения капитализации хозяйствующей единицы;
  • принцип обеспечения экономическим субъектом гарантированных выплат дивидендов держателям акций компании;
  • принцип прозрачности и абсолютной понятности механизмов установления величины дивидендов и их выплаты.

Критерии выбора дивидендной политики компании

Готовые работы на аналогичную тему

На современном этапе развития компаниями применяются различные подходы к выплатам дивидендов, которые зависят не только от уровня дохода экономического субъекта, но и от планов на будущее.

Специалисты на сегодняшний день предлагают несколько подходов к решению вопросов выбора дивидендной политики хозяйствующей единицы, наибольшей популярностью их которых пользуются следующие:

  1. Теория нерелевантности дивидендов. Была изучена связь между дивидендной политикой и общей стоимостью хозяйствующей единицы в условно идеальных условиях. Результаты исследования показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка в значительной степени будет интересовать исключительно общая доходность, а не ее определенные реформы. Тогда любая дивидендная политика, применяемая той или иной компанией, будет приводить к результатам, не отличающимся друг от друга. На сегодняшний день в рамках такой теории возможны следующие варианты выплаты дивидендов:

    • если доходность деятельности превышает необходимый уровень рентабельности, то предпочтение будут отдано скорее всего реинвестированию полученной прибыли;
    • если ожидаемая прибыль от вложений находится на уровне требуемой рентабельности, то для акционеров не имеет особого значения будут ли выплачены дивиденды или же эта часть прибыли будет реинвестирована в компанию;
    • если ожидаемая прибыль вложений не обеспечивает необходимый уровень рентабельности, то акционеры в большей мере предпочтут выплату дивидендов.
  2. Теория предпочтения дивидендов. В рамках данной теории выдвигается предположение, что дивидендная политика в значительной мере оказывает влияние на размер общего богатства акционеров. Так как получение дохода в форме увеличения стоимости капитала хозяйствующей единицы напрямую связано со большим риском и размер дохода невозможно спрогнозировать с достаточной точностью, то акционеры практически в любом случае предпочтут дивидендные выплаты непосредственно в настоящий момент времени потенциально возможным выплатам в будущем;

  3. Теория налоговых асимметрий. Такая теория базируется на налоговых эффектах. В случае, если дивиденды облагаются более высокими налогами, чем увеличение капитала, то хозяйствующие единицы вынуждены выплачивать самые низкие дивиденды.
  4. Теория клиентуры. Сущность данной теории заключается в том, что экономический субъект в обязательном порядке должен реализовать такую дивидендную политику, которая в большей мере соответствует ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. Так, если значительная часть акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика базируется на направлении полученной прибыли на текущее потребление. Если большая доля акционеров отдает предпочтение увеличению своих доходов в будущем, то дивидендная политика базируется на преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения;
  5. Сигнальная теория. В рамках данной теории выдвигается предположение, что из-за наличия различных сведений на рынке подавляющая часть инвесторов не знают истинную стоимость хозяйствующей единицы. В таком случае выплаты дивидендов выступает в качестве некоторых сигналов о будущей прибыли экономического субъекта и его правдивой стоимости. Таким образом, сведения о выплаты дивидендов выступают в качестве важнейших сведений для рынка. Стоит отметить, что выплата высоких дивидендов условно «сигнализирует» об стабильности экономического субъекта и его высоких доходах, а также о хороших перспективах в будущем.
  6. Модель агентских издержек. В соответствии с представленной моделью увеличение дивидендных выплат является одним из способов снижения агентских издержек, т.к. сокращает денежные потоки предприятия и снижает возможности менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование в неприбыльные проекты.

Стоит отметить, что выбор реализуемой хозяйствующей единицей дивидендной политики, как правило, определяется решением следующих задач:

  • максимизация благосостояния держателя акций посредством дивидендных выплат и увеличения капитализации экономического субъекта;
  • обеспечение необходимого объёма финансовых ресурсов для обеспечения непрерывной реализации деятельности и расширения бизнеса.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис