Что такое бюджетный учет?
Бюджетный учет – это организованная система сбора, регистрации и обобщения в денежной форме сведений о состоянии всех финансовых, материальных и прочих активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств государства в целом и отдельных его субъектов, а также об операциях, которые оказывают непосредственное влияние на величину таких активов и обязательств.
На сегодняшний день в рамках исполнения бюджетов различных уровней реализован бюджетный учет и процесс предоставления отчетности, также утверждена единая методология и стандарты, которые были разработаны и внедрены в действие Министерством финансов РФ согласно с БК РФ.
Среди наиболее важных задач, которые стоят перед бюджетным учетом, можно выделить:
- формирование и предоставление сведений о состоянии активов и обязательств государственных учреждений и бюджетных организаций, а также о финансовых результатах их деятельности в соответствии с принципами полноты и достоверности;
- формирование и предоставление сведений об исполнении всех бюджетов, входящих в систему бюджетной системы РФ, в соответствии с принципами полноты и достоверности;
- реализация функций контроля за соответствием операций, которые выполняются процессе исполнения бюджетов, входящих в систему бюджетной системы РФ, действующим законодательным и нормативным актам, действующим в сфере функционирования бюджетной системы;
- обеспечение контроля за состоянием активов и исполнением принятых долговых обязательств государственных учреждений и бюджетных организаций;
- обнародование данных об исполнении бюджетов всех уровней, состоянии активов и обязательств государственных учреждений и бюджетных организаций и т.д.
Состав бюджетной отчетности
В настоящее время в состав бюджетной отчетности входят: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Таким образом, бюджетная отчетности во многом по составу схожа с отчетностью коммерческих экономических субъектов.
Отчет об исполнении бюджета содержит в своем составе сведения об исполнении бюджета как по доходам и расходам, так и источникам финансирования дефицита бюджета согласно принятой на законодательном уровне бюджетной классификацией РФ.
Баланс исполнения бюджета содержит в своем составе информацию о состоянии всех финансовых, материальных и прочих активов, долгосрочных и краткосрочных обязательствах РФ, субъектов федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода.
Отчет о финансовых результатах деятельности отражает сведения о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и должен быть в обязательном порядке сформирован по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает информацию по операциям, которые были проведены по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В пояснительной записке отражают анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также информацию о выполнении соответствующего задания и иных результатах использования бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Стоит отметить, что сведения, указанные в пояснительной записке, могут быть дополнительно детализированы.
Сводная бюджетная отчетность в установленные сроки должна быть сформирована главными распорядителями бюджетных ресурсов, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета на основании представленной им подведомственными получателями бюджетных средств.
Бюджетная отчетность: порядок ее формирования и проверки
Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований должна быть сформирована соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на базе консолидированной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных ресурсов. Стоит отметить, что бюджетная отчетность является годовой, однако, отчет об исполнении бюджета должен предоставляться на ежеквартальной основе.
Бюджетная отчетность в установленные на законодательном уровне сроки должна быть в обязательном порядке предоставлена финансовыми органами в исполнительные органы государственной власти. После проверки и утверждениями ими такая отчетность должна быть направлена в соответствующий законодательный орган и сформированный им орган финансового контроля.
Стоит отметить, что годовой отчет об исполнении бюджета до отправки в законодательный орган в обязательном порядке должен быть подвергнут внешней проверке, которая подразумевает под собой внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и формирование по итогам проверки заключения о годовом отчете об исполнении бюджета. В общем случае функцию проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета государства реализует Счетная палата, бюджета субъекта федерации - специально организованный орган государственного финансового контроля субъекта, местного бюджета - специально организованный орган муниципального финансового контроля.
Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта федерации должен быть предоставлен в законодательный орган государственной власти субъекта в срок до 1 июня текущего календарного года, годовой отчет об исполнении местного бюджета - в срок до 1 мая текущего календарного года.
После проведения всех проверок отчет об исполнении бюджета за очередной финансовый год должен быть утвержден на законодательном уровне в форме федерального закона об исполнении бюджета с обязательным отражением общего объема доходов, расходов, а также возникшего дефицита и профицита бюджета.