Понятие и задачи бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это регламентированная действующими законодательными актами РФ деятельность органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также дальнейшему исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Сущность бюджетного процесса в значительной мере продиктована государственным и бюджетным устройством РФ, а также бюджетными правами уполномоченных органов власти.
Важнейшей составляющей бюджетного процесса является бюджетное регулирование, под которым понимают частичное перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней.
В качестве основных элементов отечественной бюджетной системы стоит рассматривать бюджеты различных уровней – федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Непосредственно к ведению РФ относятся федеральный бюджет и определение наиболее важных принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов более низких уровней. На современном этапе развития бюджетный процесс в субъекте РФ, в различных образованиях на муниципальном уровне регламентируется законодательными субъектами субъектов РФ и уставом муниципального образования соответственно. Таким образом, с достаточной точностью можно рассматривать только бюджетный процесс непосредственно Российской Федерации, а в отношении бюджетного процесса более низких уровней целесообразно можно говорить только в общем.
Среди наиболее важных задач современного бюджетного процесса в РФ можно выделить:
- выявление максимального количества резервов материальных и финансовых ресурсов, с помощью которых возможно обеспечение экономического развития государства;
- определение величины доходов бюджета по отдельным налогам и прочим обязательным платежам, а также общего объёма расходов;
- согласование бюджета с программой финансовой стабилизации страны, которая на современном этапе развития направлена прежде всего на преодоление инфляционных тенденций в национальной экономике и обеспечение стабильности российского рубля.
- снижение и при возможности ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически обоснованных источников;
- реализация бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов различных уровней посредством перераспределения источников полученных доходов между ними, а также между различными секторами национальной экономики, отраслями регионами.
Особенности бюджетного процесса в России
На сегодняшний день действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ на законодательном уровне закреплены следующие принципы построения отечественной бюджетной системы:
- единство отечественной системы бюджетов;
- разграничение полученных доходов и понесенных расходов между различными уровнями бюджетов;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективности и обоснованность расходования бюджетных финансовых ресурсов
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера финансовых ресурсов бюджета.
Отечественный бюджетный процесс реализован в четыре этапа:
- разработка проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- формирование соответствующих отчетов об исполнении бюджетов определенной формы, а также их последующее утверждение.
В соответствии с действующим в РФ законодательством финансовый год равен 12 месяцам, т.е. начинается 1 января и заканчивается 1 декабря. Таким образом, существует необходимость в принятии законодательных документов, касающихся бюджета, с периодичностью в двенадцать месяцев.
Если говорить о продолжительности бюджетного процесса, то можно говорить о следующих периодах:
- стадия разработки, обсуждения и утверждения длится около года;
- стадия исполнения длится в течение всего финансового года, т.е. длится 12 месяцев;
- формирование отчета об исполнении ранее принятого бюджета и его принятие длится порядка 6 месяцев.
Стоит отметить, что вся система подготовки и реализации бюджетов различных уровней осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в сроки, установленные законодательными актами. Довольно часто бюджетный процесс занимает достаточно продолжительное время, но длительность в данной случае крайне необходима при решения подобных финансовых вопросов, т.к. деятельности органов власти, которые ответственные за бюджет должна происходить без ошибок и относительно слаженно.
На сегодняшний день реализована реформа бюджетного учета, а также изменение бюджетной классификации в РФ, что объясняется следующими причинами:
- необходимостью приведения в полное соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с МСФО;
- переходом на Единый план счетов бюджетного учета, который базируется на способе начислений;
- переориентацией бюджетных финансовых ресурсов на достижение итоговых результатов посредством обеспечения роста самостоятельности и ответственности всех участников бюджетного процесса;
- необходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания выполняемых операций в сфере государственного управления;
- ведением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета.
В настоящее время можно говорить, что степень реальности согласованности и взаимодействия бюджетной деятельности и действующего в России бюджетного законодательства далек от идеала. Анализ действующего на сегодняшний день бюджетного законодательства позволяет выделить систему возможных аспектов оценки такого несоответствия. Например, в вопросах предметно-компетенционного разграничения власти, это:
- регулирование субъектами федерации бюджетных отношений, которые в значительной степени выходят за рамки круга, отнесенного к их ведению;
- превышение закрепленной за субъектами федерации правотворческой компетенции в вопросах бюджетной деятельности.