Бюджетный дефицит – это экономическая ситуация, когда расходы бюджета превышают его доходы.
Сущность бюджета в экономике, понятия его сбалансированности и дефицита
У каждого экономического субъекта, который собирается в течение продолжительного периода времени рационально вести хозяйственную деятельность, должен иметься определенный финансовый план. Как правило, он именуется бюджетом и представляет собой роспись доходов и расходов за соответствующий период (как правило, год).
Обычно категория бюджета применяется в государственном секторе экономики (прежде всего, имеется в виду государственный бюджет / бюджет государства).
В идеальном состоянии бюджет предстает сбалансированным, т.е. доходы равны расходам. Однако в силу действия факторов различной природы (экономической, политической, природной и др.) зачастую доходы бюджета оказываются недостаточными для покрытия всех возникающих расходов. Принцип сбалансированности бюджета, который способствует закладыванию основы для нормального функционирования государственного аппарата, перестает соблюдаться и возникает ситуация бюджетного дефицита.
Дефицитом называют превышение расходов бюджета над его доходами. Обратная ситуация, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, называется профицитом бюджета.
Причины образования бюджетного дефицита и проблемы его сокращения
Бюджетный дефицит может возникать в результате действия различных причин. В качестве основных традиционно выделяют следующие причины:
- осуществление правительством структурной перестройки экономики, в связи с чем увеличивается объем государственных расходов;
- осуществление правительством заимствований и отсутствие соответствующего (по времени и по объемам) их погашения;
- наступление экономического кризиса, который способствовал сокращению доходов государственного бюджета;
- наступление в стране и в мире чрезвычайных обстоятельств (например, стихийных бедствий, крупных катастроф, военных противостояний и др.);
- снижение эффективности национальной финансовой системы;
- экономически неоправданная политика государства, заключающаяся в росте социальных программ без их должного обеспечения финансовыми ресурсами;
- наличие в государственном секторе экономики массовой коррупции;
- увеличение теневого сектора экономики, что зачастую вызывается низкой эффективностью налоговой системы государства.
Возникновение бюджетного дефицита требует от правительства принятия действий по его сокращению. Однако решить подобную задачу достаточно проблематично в силу двух причин. Первая причина кроется в том, что государственные расходы (столь большие по объемам) являются социально необходимыми, их чрезвычайно сложно подвергнуть сокращению, поскольку это вызовет в обществе массовое недовольство.
Вторая причина связана с сложностью поиска новых источников пополнения бюджета. В частности, увеличение налогового бремени негативно скажется на деловой активности в стране и поспособствует росту теневого (криминального) сектора экономики.
Меры по регулированию бюджетного дефицита
В то же время мировая практика управления государственными финансами говорит нам о том, что бюджетный дефицит может быть урегулирован с помощью принятия следующих мер:
- эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;
- налоговое покрытие бюджетного дефицита;
- секвестирование бюджета.
Бюджетный дефицит может быть полностью или частично покрыт за счет выпуска в обращение дополнительной массы денежных средств (т.е. за счет эмиссии). Благодаря этой мере обесценивается внутренний долг государства и удешевляется его обслуживание. Это происходит за счет разгона инфляции, который происходит из-за нарушения равновесия между денежной массой и объемом производства.
Стоит отметить, что высокая инфляция крайне вредна для экономики государства, поскольку она приводит к ряду пагубных последствий (в частности, обесцениваются сбережения граждан). Кроме того, в условиях высокой инфляции государство вынуждено выпускать облигации с плавающей процентной ставкой, что во многом нивелирует преимущества эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
В связи с этим правительство может пополнить бюджет благодаря увеличению налоговых ставок и установлению новых налогов. В краткосрочной перспективе эта мера может оказаться эффективной, однако с течением времени начнет стремительно падать привлекательность страны в качестве места для инвестирования и ведения предпринимательской деятельности. Последствием этого станет реальное сокращение производства, его частичный перевод в теневой сектор экономики, что вызовет уменьшение не только налоговых доходов бюджета, но и доходов граждан. Т.е. в стране произойдет комплексное сокращение налогооблагаемой базы.
Еще одним известным инструментом покрытия бюджетного дефицита является секвестирование бюджета. Он представляет собой применяемую в течение всего бюджетного года норму о пропорциональном снижении всех расходных статей бюджета на определённую долю. Подобная практика регулирования бюджетного дефицита была широко распространена в России в 1990-е годы.
Не все статьи бюджета подлежат секвестированию. Речь идет о так называемых защищенных статьях, перечень которых определяется правительством. Например, нельзя сокращать расходы на обслуживание внешнего долга (обуславливается межгосударственными договорами), на социальное обеспечение граждан (обуславливается Основным законом государства) и т.д.
Кроме того, стоит сказать, что бюджетный дефицит может быть предотвращен, если государственные органы будут должным образом подходить к управлению государственными финансами. Так, рекомендуется постоянно лимитировать бюджетные расходы, совершенствовать систему межбюджетных отношений, вести мониторинг деятельности бюджетных учреждений и т. д.