Что такое бюджетная реформа?
Бюджетная реформа – это совокупность преобразований в бюджетном секторе национальной экономики, связанных с совершенствованием бюджетной системы.
Например, в рамках бюджетной реформы в бюджетный процесс могут быть внедрены программно-целевые способы бюджетного планирования и определена необходимость проведения инвентаризации государственных расходных обязательств, что закрепляется соответствующими нормативно-правовыми документами. В таких документах в обязательном порядке закрепляется, что в при осуществлении деятельности в бюджетной сфере органы исполнительной власти должны руководствоваться принципами бюджетирования и осуществлять установленные процедуры управления по результатам. В качестве приоритетного направления бюджетной реформы можно рассматривать разработку основных измеримых показателей эффективности бюджетной деятельности.
Стоит отметить, что определить непосредственно момент окончания бюджетной реформы практически невозможно, поскольку после реализации поставленных задач и достижения утвержденной цели реформы в обязательном порядке возникают новые задачи, которые в первую очередь связаны с внутренними потребностями развития государства, а также с глобальными изменениями, на которые нужно оперативно и адекватно реагировать.
Процессы гармонизации правил и процедур, которые происходят на международном уровне (в большей степени под влиянием МВФ), требуют оперативных изменений подхода к бюджетному контролю, учету, отчетности государственности бюджета, а возникновение новых международных интеграционных объединений ставит вопросы о регулировании бюджетных отношений на так называемом надгосударственном уровне. В качестве движущих факторов развития отечественной бюджетной системы можно назвать накопление опыта и потребность в освоении и внедрении самых современных технологий в сфере бюджетирования на государственном уровне.
История бюджетных реформ в России
Бюджетную реформу, которая осуществляется сегодня, можно назвать продолжением длительной эволюции бюджетного дела.
Наиболее ярким периодом в реформировании бюджетной системы является эпоха Петра I. Так, например, в 1708 году было изменено территориальное устройство нашей страны: вся территория разделена на так называемые губернии, а в 1717 г. вместо системы приказов были организованы коллегиальные органы, три из которых занимались финансовыми вопросами. За каждой из губерний была закреплена некоторая доля общегосударственных расходов на обеспечение армии, флота и т.д. В рамках таких изменений доходы и расходы были централизованы на уровне губернаторов, т. е. доходы, которые собирались на уровне губернии, направлялись на финансирование расходов губернии. Также формировались общегосударственные финансовые росписи, однако, такая практика не была регулярной и постоянной.
Вопросы формирования бюджета на государственном уровне решались в ходе следующей реформы, которая была реализована в начале XIX века 1801–1811 гг. Так, в 1802 г. были учреждены Кабинет министров и министерства, в том числе Министерство финансов, одной из задач которого было формирование на постоянной основе росписи доходов и расходов государства.
Следующий период значимых изменений в бюджетном деле России прошел в рамках общей реформы государственного устройства. В 1906 г. было сформировано первое представительное учреждение – Государственная дума, наделенная законодательной властью. Также вновь организованному органу власти были переданы полномочия обсуждать и утверждать бюджетные статьи. Именно в этот момент возник бюджет в его современном понимании.
В советский период развития бюджетного дела было реализовано очередное нововведение - включение бюджета в систему государственных планов. В экономических концепциях бюджетное и народно-хозяйственное планирование представляли собой два тесно связанных процесса, которые протекали одновременно. Начиная с 1956 г. обсуждение и утверждение народно-хозяйственного плана и государственного бюджета происходили в рамках одной сессии Верховного Совета СССР.
После распада СССР вследствие революционного преобразования государственного устройства была поставлена задача наведения элементарного порядка, сущность которого заключалась в воссоздания системы централизованных финансов государства. Так, в рамках данной задачи было необходимо выровнять существовавший дефицит бюджета, т.е. обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджета, а также упорядочить бюджетный процесс, сбалансировать бюджетную систему, законодательно закрепить регулирование бюджетных отношений.
Перечисленные задачи можно было решить с помощью принятия соответствующих законодательных актов и подзаконных нормативно-правовых документов, которые были бы направлена на регламентирование бюджетный отношений посредством внедрения принципа единства кассы, и формирование современной инфраструктуры органов федерального казначейства.
Первый этап современном бюджетной реформы был завершен в конце ХХ века и ознаменовался принятием важнейшего финансового закона– Бюджетного кодекса РФ, который на сегодняшний день представляет собой фундамент современной российской бюджетной системы. В рамках новой редакции БК РФ были утверждены наиболее значимые принципы создания современном бюджетной системы и организации бюджетного процесса, в т. ч. был принят и важнейший принцип единства кассы, который на сегодняшний день можно назвать базой любой бюджетной деятельности.
Вторым этапом реформы в РФ можно назвать:
- переход на бюджетное планирование на среднесрочную перспективу,
- формирование соответствующих отчетов о финансовом положении государства, которые основываются на методе начисления,
- внедрение системы внутреннего контроля,
- реформирование функционирующего сегодня бюджетного сектора.