Сущность и структура бюджетной системы
Бюджетная система — это система, включающая бюджет страны, бюджеты отдельных ее субъектов, структурных единиц, бюджеты автономных в бюджетном отношении организаций и различных фондов.
На сегодняшний день отечественная бюджетная система сформирована на базе 3 уровней:
- первый уровень – бюджет федерации и бюджеты внебюджетных фондов;
- второй уровень – бюджеты субъектов и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- третий уровень – муниципальные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ выступает в качестве важнейшей составляющей финансовых ресурсов государства. Федеральный бюджет предопределяет комплекс экономических и финансовых отношений, которые в значительной мере характеризуют процесс образования и направлений расходования фонда финансовых ресурсов государства, и утверждается Федеральным Собранием РФ аналогично законодательным актам, выступает в качестве федерального закона. Посредством федерального бюджета, как правило, мобилизуются финансовые ресурсы предприятий любых форм собственности и в некоторой мере доходы населения. Большая часть ресурсов федерального бюджета, как правило, направляется финансирование народного хозяйства.
Принципы функционирования бюджетной системы
В отношении функционирования отечественной бюджетной системы действуют следующие принципы:
- Принцип единства бюджетной системы. В рамках данного принципа подразумевается единство законодательной базы, финансовой системы, унифицированность форм документации, санкций (штрафов и ответственность) за нарушения российского бюджетного законодательства;
- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. В рамках данного принципа подразумевается закрепление соответствующих видов доходов (либо в полной мере, либо частично) и полномочий по расходованию финансовых ресурсов за органами государственной власти, органами власти субъектов федерации или муниципальных образований;
- Принцип самостоятельности бюджетов. В рамках данного принципа реализуется право органов на любом из уровней отечественной бюджетной системы реализовывать бюджетный процесс на основе собственных источников доходов, которые регламентируются действующим законодательством РФ;
- Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов фондов. В рамках данного принципа подразумевается, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов фондов и прочие поступления, которые определены в рамках налогового и бюджетного законодательства, подлежат в обязательном порядке отражению в соответствующих бюджетах в полном объеме;
- Принцип сбалансированности бюджета. В рамках данного принципа подразумевается, что величина предусмотренных бюджетом расходов в обязательном порядке должна соответствовать валовому объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (например, дефицит бюджетов субъектов федерации может быть профинансирован из федерального бюджета);
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных. В рамках данного принципа подразумевается, что при формировании, утверждении и исполнении бюджетов необходимо исходить из необходимости достижения целевых результатов с расходованием как можно меньшего объема финансовых ресурсов или достижения наилучшего результата с расходованием всего объема финансовых ресурсов;
- Принцип валового покрытия расходов бюджетов. В рамках данного принципа подразумевается, что все расходы бюджета любого уровня должны быть покрыты общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
- Принцип гласности. В рамках данного принципа подразумевается, что все утвержденные бюджеты и соответствующие отчеты об их исполнении в обязательном порядке должны быть обнародованы в открытой печати своевременно и в полном объеме;
- Принцип достоверности бюджета. В рамках данного принципа подразумевается, что показатели плана социально-экономического развития государства или субъекта федерации, расчеты бюджета доходов и расходов надежны и реалистичны;
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных ресурсов. В рамках данного принципа подразумевается, что бюджетные ресурсы выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных ресурсов с обозначением направления их на финансирование утвержденных целей.
Роль бюджетной системы
При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но с течением времени в значительной мере изменяются способы его воздействия на общественное производство и область социальных отношений. Бюджет достаточно широко применяется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее эффективного размещения производительных сил, стимулирования национальной экономики.
Бюджет в значительной мере способствует формированию наиболее эффективной рациональной структуры общественного производства, более эффективному расходованию государственных финансовых ресурсов. Особенное значение имеет социальная направленность бюджетных финансовых ресурсов.
В ходе процесса финансового прогнозирования и планирования посредством бюджета оказывается непосредственное наибольшее воздействие на сектора национальной экономики страны и учреждения непроизводственной сферы. Выступая в качестве основного финансового плана формирования и расходования государственного фонда денежных средств, бюджет непосредственно связан со всеми экономическими субъектами и учреждениями, функционирующими в государстве.