Понятие бюджета субъекта РФ
Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые служат для решения поставленных задач и обеспечения функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Другими словами, субъект Российской Федерации является собственником определенного денежного фонда, который входит в казну данного субъекта. Другие формы образования и расходования денежных средств для обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации не предусмотрены.
Формирование и функционирование бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, как неотъемлемой части системы, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации владеет своим собственным бюджетом. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны сформировать, утвердить и контролировать исполнение своего бюджета. По итогам исполнения бюджета они предоставляют годовые отчеты федеральным органам государственной власти.
Субъект Российской Федерации имеет право привлекать заемные денежные средства, осуществляя выпуск государственных ценных бумаг.
Доходы бюджета Российской Федерации
Доходы бюджета Российской Федерации представляют денежные поступления, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательными требованиями Российской Федерации, в собственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доходами бюджета субъекта Российской Федерации являются:
- Доходы целевых бюджетных фондов;
- Денежные средства от региональных сборов и налогов;
- Денежные средства от федеральных сборов и налогов и т.д.;
Неналоговые перечисления, такие как:
Прибыль от использования собственности субъекта Российской Федерации;
- Штрафы, пени и административные сборы;
- Поступления в счет возмещения ущерба и т.д.
Расходы бюджета Российской Федерации
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, которые используются для выполнения различных функций и решения финансовых задач субъекта Российской Федерации. Расходы бюджета субъектов Российской Федерации можно разделить на текущие и капитальные.
Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование структур, которые финансируются за счет регионального бюджета. Они обеспечивают:
- Поддержку государства в определенных экономических сферах;
- Работу органов государственной власти;
- Некоторые капитальные расходы.
Капитальные расходы представляют собой денежные средства, направленные на инновационные и инвестиционные цели. Инвестиционные проекты субъекта Российской Федерации могут поддерживаться предоставлением различных субсидий из федерального бюджета. Для этого может быть образован фонд регионального развития. Капитальные расходы всегда преобладают над текущими. Они должны обеспечивать:
- Материальную поддержку другим бюджетным организациям;
- Функционирование правоохранительных органов;
- Национальную оборону;
- Международную деятельность;
- Погашение госдолга.
При положении дел, когда расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. При небольшой разнице между расходами и доходами дефицит считается хорошей мотивацией для развития экономики. При большой разнице – ведет к росту инфляции, госдолга и экономической нестабильности, в итоге может грозить дефолтом.
Положение дел, когда доходы превышают расходы, называется профицитом.
В идеале бюджет должен стремиться к сбалансированности, т.е. равенству доходов и расходов, однако, данная ситуация является довольно редкой.
Роль бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетной системе государства
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят в состав консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на определенной территории, при этом бюджеты государственных внебюджетных фондов и межбюджетные трансферты в данный денежный фонд не входят.
Региональные бюджеты являются важнейшим показателем текущего состояния дел в регионах. Они позволяют провести оценку качества распределения финансов в системе, обнаружить недостатки и несоответствия в системе, внести корректировки и повысить эффективность текущего уровня состояния системы. Их применяют при:
- Планировании распределения финансов;
- Формировании, утверждении и расходовании денежных средств государства;
- Прогнозировании социального и экономического развития субъектов Российской Федерации и всего государства;
- Вычислении степени обеспеченности граждан государства на определенной территории.
Консолидированный бюджет является объединенной характеристикой показателей на определенной территории, он отражает фактические расходы и доходы бюджета, результаты планирования и распределения денежного фонда. Анализ предложенных параметров позволяет дать объективную оценку финансового состояния для каждого уровня бюджета.
Для рационального регулирования отдельных сфер бюджетную систему Российской Федерации подразделяют на четыре взаимосвязанных уровня:
- Первый уровень включает в себя государственный бюджет, содержащий финансовые средства внебюджетных фондов;
- Второй уровень содержит региональные бюджеты и и средства внебюджетных государственных фондов;
- Третий уровень составляют муниципальные бюджеты;
- Четвертый уровень представляют мелкие муниципальные образования.
Таким образом можно сделать вывод, что бюджеты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемой частью сложной бюджетной системы Российской Федерации. Они обеспечивают стабильное функционирование и баланс бюджетной системы.